Особенность эксплуатации вагонов с увеличенной осевой нагрузкой

12:43 06.09.2021
0 1868

Увеличение грузооборота железных дорог производится разными способами. Один из них — введение в эксплуатацию поездов, состоящих из вагонов с осевой нагрузкой 25 тс. Наращивание массы поезда происходит без увеличения его длины. Средняя масса поезда составляет около 4040 тонн, в нем используются вагоны с осевой нагрузкой до 23,5 тонн. Если увеличивать массу за счет дополнительных грузовых вагонов, длины состава, то необходимо удлинять приемоотправочные пути, что очень затратно, а на некоторых станциях — технически невозможно.

Намерение увеличить осевую нагрузку до 25 тс было озвучено еще в 1986 году, даже был разработан тип новых вагонов. Но такие конструкции не пошли в серию, а в начале 90-х из-за снижения объема грузоперевозок программа остановилась. Но в начале XXI столетия необходимость увеличения массы поезда вновь стала актуальной. Была поставлена задача разработки новых конструкций вагонов с увеличенной нагрузкой на ось без роста воздействия на рельсовые пути. В программе предусмотрено создание вагонов с нагрузкой на ось в пределах 25 – 30 тс.

Этапы решения проблемы

До конца 20-го года текущего столетия на дорогах страны уже находилось до 100 000 вагонов увеличенной осевой нагрузки. Спрос на них очень высокий, благодаря повышенной вместимости, выносливости и увеличенному межремонтному периоду. Если вести учет в объеме всего парка грузовых вагонов страны, то на долю моделей с осевой нагрузкой 25 тс приходится 10%, а пробег каждого из них составляет около 640 тысяч километров.

Но нагрузка 25 тс — только начальный этап решения задачи. Эксплуатация таких вагонов показала, что у железнодорожных путей остался значительный запас прочности, позволяющий вводить в эксплуатацию более тяжелые поезда, масса которых увеличивается именно за счет новых вагонов с нагрузкой выше 25 тс. Практика показывает, что такие намерения имеют полное техническое обоснование. Для примера можно привести железные дороги других стран:

  • Австралия — нагрузка на ось до 37,5 тс при общей массе поезда более 48 000 тонн;
  • Северная Америка — 32,5 тс при массе состава 20 000 т;
  • ЮАР — 30 тс при массе поезда в 40 000 тонн.

Активные работы по увеличению массы поезда до 30 000 тонн ведутся в Китае. Чтобы не отстать от мирового тренда и обеспечить надлежащий уровень товарооборота, АО «РЖД» разработало стратегию увеличения веса составов до 10 000 тонн за счет увеличения количества вагонов с осевой нагрузкой до 27 тс. Некоторые ветви железной дороги смогут справиться с поездами массой до 11000 тонн при сохранении длины до 1050 м.

После внедрения таких технических решений грузооборот железных дорог увеличится на 20% без расширения парка локомотивов, что в масштабах страны представляет огромную цифру. В экспериментальном режиме составы с вагонами 27 тс начали курсировать еще в 2014 году. Для эксперимента использовались вагоны с 25-тонной тележкой. Полученные технические данные доказали принципиальную возможность эксплуатации тяжеловесных поездов и позволили разработать ряд моделей подвижного состава с улучшенными характеристиками. Причем рост пропускной способности железных дорог можно обеспечить без вмешательства в существующую инфраструктуру.

Стратегия развития

Правительством РФ приняты ряд документов, рассчитанные на реализацию Программы до 2030 года. В них предусмотрен постепенный переход на вагоны с нагрузкой 27 тс и выше, и разработаны принципы создания новых моделей подвижного состава. Комплексные испытания начались в 2017 году. Была поставлена цель не только создать новый парк грузовых вагонов, но и всесторонне исследовать влияние на сеть дорог и проанализировать экономический эффект от использования поездов большой массы. Испытания проводились в зимний, весенний, летний и осенний периоды, в загруженном, частично загруженном и порожнем состоянии. Работали научно-исследовательские институты, технические центры, профильные заводы. Исследовались пути, мосты, насыпи, разрабатывались новые технологии вождения составов.

Конструктивные изменения, внесенные в новые модели, сохранили формат 1-ВМ, что позволяет использовать технику на стандартных вагоноопрокидывателях. Существенной переработке подверглись вагонные тележки. В частности, использованы новые материалы — бейнитовый чугун, сверхвысокомолекулярный полиэтилен, сталь марки Т, композиты, внедрены новые типы рессор.

В процессе испытаний на перегонах Качканар — Смычка и Каменск-Уральский — Богданович не выявлено изменений в состоянии путей и инфраструктурных элементов, мостов. При анализе данных исследований определено, что вагоны с осевой нагрузкой в 27 тс оказывают меньшее сопротивление движению на скоростях 20 – 80 км/ч, чем платформы с нагрузкой 23,5 тс на 12 – 30%, в зависимости от загрузки.

Результат испытаний показал, что внедрение грузовых вагонов нового класса снижает затраты как на содержание инфраструктуры, так и на тягу поездов и техническое обслуживание парка. Завершение работ по расширению вагонного парка с нагрузкой на ось в 27 тс — только первый этап модернизации железных дорог. На следующем — освоение вагонов с нагрузкой 30 тс и выше, что соответствует требованиям времени и предусмотрено программой Правительства РФ, принятой в 2017 году.

ВНИМАНИЕ!

Комментарии отключены.
Данная информация размещается исключительно для ознакомления.


Новости по тегу
Партнёрские новости
Лента комментариев
Афиша
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