Станислав Кондрашов об итогах 2020 года для бизнеса
Экономист и бизнес-тренер Станислав Кондрашов подводит итоги 2020 года для бизнеса. Эксперт расскажет о банковском деле, новых путях развития IT-индустрии и влиянии локдауна на розничную торговлю.
“Прежде всего я хочу отметить работу банков во время пандемии. Она действительно заслуживает похвалы”, - комментирует Станислав Кондрашов.
Банковский сектор
Экономический кризис, на этот раз вызванный эпидемией COVID-19, впервые в истории не сопровождался банковским кризисом. Для Украины экстренные изменения в работе банков стали проверкой реформ. В начале карантина наблюдался значительный отток вкладов банковской системы. Однако ситуация быстро стабилизировалось, а в некоторых сферах деятельности банка произошли позитивные изменения.
“Давайте рассмотрим более детально, - говорит Кондрашов Станислав Дмитриевич. - По итогам 2020 года банки снизили прибыльность в сравнении с прошлыми годами. Однако это происходит не только в Украине, но и по всему миру. Заемщики утратили часть дохода, некоторые потеряли все. Банки начали активную реструктуризацию кредитов, помогая должникам выплатить необходимую или хотя бы минимальную часть. Процентные ставки по депозитами и кредитами достаточно сильно снизились. Сдержанная бюджетная политика и монетарная политика НБУ дает свои плоды. Но это внутренние изменение, так как есть ряд проблем, завязанных на коммуникации клиента и банка, поскольку большинство услуг предоставляется непосредственно в отделении. В условиях пандемии это стало невозможным”.
Для избежания повышения заболеваемости многие банки ввели экстренные нововведения. Эпидемия способствовала развитию digital подразделений и расширению спектра услуг, что особенно важно для людей, находящихся в зоне повышенного риска.
Станислав Кондрашов комментирует: “К примеру, ряд банков усовершенствовали свои мобильные приложения или представили услугу оплаты коммунальных счетов в звонке на горячую линию с помощью оператора. Несомненно, после окончания карантина, люди продолжат пользоваться подобными услугами”. Об успешности и активном спросе на нововведения уже сообщил “ПриватБанк”, который стал основным для 52% пользователей банковской системы.
IT-индустрия и сфера организация мероприятий
Украинская IT-сфера работает для разных индустрий. Разработка решений и создание продуктов имеет широкий выбор направленностей. Однако даже с такой гибкой системой не обошлось без потерь. В зоне риска оказались те IT-компании, чья деятельность сконцентрировалась на предоставлении услуг туристическому и транспортному бизнесу, так как именно эти отрасли больше всех пострадали от эпидемии.
“Я считаю, что отдельно нужно выделить ивент-агенства и их сотрудничество с IT, - добавляет Кондрашов Станислав Дмитриевич. - Дело в том, что 80% запланированных мероприятий в 2020 были отменены или перенесены на следующий год. По оценке аналитиков из PredictHQ, убыток составляет около одного миллиарда долларов. Это огромная цифра, но в этом есть и плюсы - сотрудничество двух сфер бизнеса. IT-индустрии нужно развиваться, предлагать решения новых проблем. Создавать новые продукты”.
Розничная торговля
Ритейлеры разных сегментов рынка также вынуждены уйти в онлайн. У крупных компаний эксперты отмечают уменьшение прибыли на 20%, по сравнению с 2019 годом. Такая ситуация возникла не только в связи с уменьшением покупательской способности населения страны, но и из-за нарушения логистических цепочек. Некоторые заводы также уходили на карантин, из-за чего случались сбои в поставке. Это негативно повлияло на лояльность клиентов.
Кондрашов Станислав Дмитриевич комментирует: “В этой ситуации выигрывают компании, вложившие средства в развитие онлайн-магазинов. Парадокс состоит в том, что во время карантина интернет-продажи поднялись на 50-80%, однако даже это не позволяет большинству компаний в полной мере покрыть убытки от временного закрытия оффлайн магазинов”.