Казахстан Темир Жолы: почему загорелся служебный вагон
Помимо финансовых трудностей, АО КТЖ столкнулась с серьезной критикой своего неэффективного управления. Из-за неконкурентоспособности по сравнению с другими видами транспорта и отвратительно выстроенной системы управления крупнейший оператор магистральной железнодорожной сети Казахстана КТЖ постепенно теряет долю транспортного рынка, и похоже, эта тенденция – на долгие годы.
В этом смысле весьма показательным является (далеко не единственный) инцидент там, где находится главный офис КТЖ – в Нур-Султане. Там в ночь с 18 на 19 ноября загорелся железнодорожный вагон-ресторан. Пожар относительно быстро успели потушить, однако чрезвычайное происшествие успели зафиксировать на свои смартфоны свидетели, немедленно выложив их в сеть с комментариями. Площадь пожара охватывала полсотню квадратных метров.
При этом комментарии сходятся во времени, которое затем подтвердит и проверяющая комиссия – вагон загорелся из-за ненадлежащего технического состояния. По чистой случайности, авария не повлекла за собой гораздо худших последствий – задержек в расписании движения поездов, повреждений путей или отключения электричества. Вагон использовался сотрудниками КТЖ при ремонте путей. Однако ситуация могла бы повернуться и в другую сторону – огонь перекинулся на кабину гусеничного трактора, что стоял на соседних путях, стоящего на платформе для размещения вагонных тележек. По чистой случайности быстро приехавшая пожарная команда сумела сначала локализовать, а затем и потушить бушевавшее пламя. Только через пять минут после этого работники КТЖ сообщили по громкоговорителю об эвакуации людей со станции.
Пятнадцать человек пожарной команды с помощью трех машин, а также пожарного поезда «ВПК ЖД» сумели справиться с огнем. Причины пожара пока устанавливаются, но те, кто знаком с состоянием КТЖ и так понимают – подобный эпизод рано или поздно должен был бы случится.
Изучение эксплуатации и управления железными дорогами на примере КТЖ дает несколько ценных уроков и выводов – например то, что следует следить за состоянием техники и за соблюдением техники противопожарной безопасности. Однако для поддержания убыточных, но, безусловно социально полезных пассажирских железных дорог национальной компании, спонсируемой из национального же фонда, этого явно не будет достаточным
Среди ключевых вопросов к КТЖ, требующих немедленного решения: 1) создание соответствующей структуры управления, которая способствует достижению более согласованного баланса между центральным офисом и региональными представительствами; 2) установление стандарта для всех видов ж/д транспорта; 3) несение финансовой ответственности за поддержание конкретных линий на основе анализа расходов и получаемой прибыли.
Общая задолженность КТЖ перед кредиторами достигла почти четырех миллиардов долларов, и плата по кредиту давно уже превышает доходы от пассажирских перевозок. Государство даже начало всерьез рассматривать оплату долгов КТЖ за счет пенсионных накоплений.
КТЖ в советское время была, разумеется, государственной компанией. Сейчас ее монопольное положение частично поддерживается правительственными законами и постановлениями. Большинство пассажирских перевозок убыточно, но поддержка Казахстан Темир Жолы считается важной по социально-политическим причинам.