Повышение утилизационного сбора 2024
Что такое утилизационный сбор и зачем он нужен?
Каждый автомобиль имеет определенный срок эксплуатации, после которого требуется провести его утилизацию. Чтобы эта процедура прошла с соблюдением экологических и технологических норм, требуются определенные финансовые затраты. Эти затраты закладываются в стоимость нового автомобиля в форме утилизационного сбора, который взимается при производстве ТС или при его ввозе на территорию РФ.
Утилизационный сбор появился в нашей стране сравнительно недавно и имел сразу несколько важных функций. Помимо компенсации расходов на переработку старых машин, он обеспечивает защиту интересов отечественных производителей.
Введение сбора связано со вступлением России в ВТО, которое сопровождалось резким снижением таможенных пошлин. Чтобы предотвратить перенасыщение рынка зарубежными автомобилями (и, как следствие, потерю отечественными производителями конкурентоспособности) потребовалось ввести дополнительный барьер для импортеров, в качестве которого и был использован утильсбор.
В настоящее время утилизационный сбор используется государством в качестве меры ограничения ввоза зарубежных автомобилей и стимулирования спроса на автомобили отечественных автопроизводителей.
Как менялся сбор на автомобили
Первый аналог утилизационного сбора появился в РФ в 2009 году в рамках федеральной программы по утилизации авто. Она позволяла владельцам старых машин сдать их на переработку (уплатив при это фиксированную сумму), а взамен получить скидку на машину отечественного производства. В период с 2011 по 2014 год программа не действовала, но затем была возобновлена и несколько раз продлевалась.
В нынешнем виде утилизационный сбор был введен в 2012 году после вступления РФ в ВТО и внесения поправок в Федеральный закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Изначально утильсбор платили только импортеры.
Производители из РФ и стран Таможенного союза от уплаты освобождались, поскольку имели возможность взять на себя ответственность за безопасную переработку своей продукции. Однако в 2014 года правила распространились и на них.
Кому нужно платить утильсбор по законодательству сегодня?
В настоящее время сбор может быть оплачен:
-
Производителем – в том случае, если авто производится на территории России;
-
Импортером – при ввозе транспортного средства с территории другой страны;
-
Покупателем – если до этого плата за автомобиль не взималась.
Следует отметить, что утилизационный сбор оплачивается только один раз – при производстве машины или при ее ввозе в страну. После этого оплачивать его не требуется – ни при перепродаже, ни при снятии ее с регистрационного учета.
Как не платить утильсбор?
В ряде ситуаций владелец может быть освобожден от уплаты утилизационного сбора:
-
При временном ввозе ТС на территорию России;
-
В случае, когда возраст машины превышает 30 лет;
-
Если машина находится в собственности определенных категорий граждан или организаций: беженцев, вынужденных переселенцев, участников программы добровольного переселения, международных организаций с привилегиями и иммунитетом, дипломатических представительств или их сотрудников;
-
Машина произведена менее 3 лет назад и находится под таможенной процедурой в Особой экономической зоне Калининградской области.
Также не требуется платить, если сбор был уже внесен ранее – например, предыдущим владельцем или импортером.
Как рассчитывается сумма сбора
Размер утилизационного сбора определяется как произведение базовой ставки на безразмерный коэффициент. Базовая ставка зависит от типа транспортного средства и, на 2024 год, составляет:
-
Для легковых автомобилей – 20 000 рублей;
-
Для грузовиков и других транспортных средств – 150 000 рублей;
-
Для спецтехники 172 000 рублей.
Размер коэффициента может существенно варьироваться и зависит от таких показателей, как тип таможенного оформления, возраст машины, объем двигателя, категория и допустимая масса автомобиля. Самые низкие коэффициенты предусмотрены для легковых автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользователя. Поэтому, чтобы избежать лишних трат, вместо покупки автомобиля у официальных дилеров, можно воспользоваться услугами автоподбора в Москве.
Изменения в 2024 году
В последний раз индексация суммы утилизационного сбора производилась 1 августа 2023 года и коснулась, главным образом, юридических лиц. Одной из главных задач нововведений тогда была борьба с «серыми» автосалонами, которые, используя лазейки в законодательстве, могли ввозить иномарки на территорию РФ по более низким ценам. Следующая индексация запланирована на 1 октября 2024 года.
Согласно проекту постановления правительства, единовременное повышение утильсбора для легковых автомобилей составит 70-85%. В дальнейшем ожидается его увеличение на 10-20% каждый год – вплоть до 2030 года. При таком подходе величина сбора для автомобилей с объемом двигателя 1-2 литра в 2024 году составит 306-556 тысяч рублей, а к 2030 вырастет почти до 1,2 млн.
1 января 2025 года также планируется увеличить величину сбора для гибридов и электромобилей. В зависимости от возраста машины, к 2030 году сумма для них составит от 667400 руб. (для новых авто) до 2062600 руб. (для машин старше 3 лет).
Следует отметить, что нововведения не касаются физических лиц, приобретающих машины в частное пользование. Для них правила останутся прежними – при условии, что автомобиль не будет продан в течение 1 года после ввоза в страну.
Комментарии отключены.
Данная информация размещается исключительно для ознакомления.