Всероссийский съезд наставников состоялся в технопарке Калуги
Событие собрало более 350 участников из 77 регионов, которые в течение двух дней поучаствовали в проектно-аналитических сессиях, мастер-классах и панельных дискуссиях.
«Хочу поприветствовать всех, кто собрался сегодня в Калуге в рамках первого Всероссийского съезда наставников. Наставничество – уникальное явление, и мы с вами, как никто другой, понимаем, что его необходимо развивать и сохранять. Прошлый год был объявлен Президентом нашей страны Годом педагога и наставника. Наша задача сейчас – тот импульс, который движение наставников в нашей стране получило в прошлом году, поддержать», – сказал первый заместитель Министра просвещения РФ Александр Бугаев на церемонии открытия съезда.
Отдельные слова благодарности он адресовал руководству Калужской области за ту работу, которая ведется по развитию среднего профессионального образования, по продвижению проекта «Профессионалитет». Александр Бугаев подчеркнул, что само создание федерального технопарка профессионального образования в Калуге об этом говорит.
Участников съезда поприветствовал губернатор Калужской области Владислав Шапша.
«Сегодня, когда промышленность в Калужской области активнейшим образом развивается, нам понадобилось быстро подготовить большое количество специалистов. В процессе подготовки мы обратились к опыту института наставничества в целом, к практикам дуального образования и, конечно, к нашим наставникам. Благодаря их участию, только в автомобильной отрасли нам удалось подготовить более 20 тысяч специалистов не только для Калуги, но и для других автомобильных заводов в стране», – отметил он.
В мероприятиях съезда принимают участие в том числе исполняющий обязанности вице-президента, академик Российской академии образования Виктор Басюк и руководитель департамента по работе с участниками Российского движения детей и молодежи «Движение первых» Василий Тетерин. Интересно, что Виктор Басюк ранее был наставником Василия Тетерина. На съезде в Калуге они встретились на одной сцене как эксперты в области наставничества – и это лишь одна из многих историй успеха движения наставников.
«Первый шаг в научном осмыслении наставничества был сделан Константином Ушинским, основоположником научной российской педагогики. Именно Ушинский сформулировал основную задачу наставнической деятельности, определив её как «развитие самостоятельности входящего в жизнь человека и его способности действовать без помощи извне», – рассказал Виктор Басюк.
Всероссийский съезд наставников проводится при поддержке Минпросвещения России, организатором выступает Институт развития профессионального образования Минпросвещения России.
«Сегодня здесь, на базе Федерального технопарка города Калуги, собрались делегации практически из всех регионов Российской Федерации. Это уникальное открытое мероприятие по обмену опытом в организации лучших практик наставнической деятельности. Работа, которую участники съезда проведут на проектно-аналитических сессиях, обязательно поспособствует формированию лучших практик наставничества в нашей стране», – отметила проректор Института развития профессионального образования Тамара Романова.
Одна из главных целей съезда – формирование базы лучших практик наставничества и их внедрение в процесс подготовки и поддержки молодых кадров реального сектора экономики, а также в системы образования и молодежной политики Российской Федерации. Мероприятия форума посвящены широкому спектру тем – от методик работы с талантливой молодежью до применения инновационных подходов в корпоративной культуре на предприятиях.
О том, как практики наставничества внедряются на российских предприятиях, участникам съезда рассказала Юлия Цветкова, директор по управлению персоналом Государственной корпорации «Ростех». «В госкорпорации «Ростех» много сделано в рамках развития наставничества (на наших предприятиях сегодня более 15 тысяч работников, вовлеченных в наставническую деятельность): внедрены единые принципы и подходы к наставничеству в организациях корпорации, разработан корпоративный профиль наставника, за каждым студентом наших образовательно-профессиональных треков закреплен наставник, активно применяется наставничество для подготовки рабочих кадров, в том числе в рамках Профессионалитета и производственно-учебных центров корпорации. Мы планируем комплексно развивать систему мотивации наставников (единые подходы к оплате и критериям эффективности), проводить обучение наставников для студентов образовательно-профессиональных треков корпорации, а также разработать и внедрить единые подходы по идеологической работе наставников совместно с Минпросвещения России», – сказала Юлия Цветкова.
«Сегодня нам кажется уже очевидным, что на предприятиях, где есть наставники, снижается отток сотрудников на первом году работы и работников в возрасте до 35 лет. РЖД смогли достичь снижения процента текучести кадров, обучив 24 тысячи наставников. Количество наставников, которые работают на предприятии, сегодня уже колоссальное. Экономический эффект в РЖД от введения системы наставничества составил 92 миллиона рублей в год», – поделилась ещё одним практическим примером председатель экспертного совета при Комитете Госдумы по науке и высшему образованию Любовь Духанина.
На повестке обсуждения съезда в том числе – Концепция развития наставничества в РФ до 2030 года, которая была представлена на координационном совете Министерства просвещения Российской Федерации по наставничеству 3 мая 2024 года.
В рамках съезда наставников дан старт Всероссийскому конкурсу «Наставничество». Конкурс проводится с июля по декабрь 2024 года по двум направлениям: «Наставник года» и «Лучшие практики наставничества». Целевая аудитория конкурса – специалисты образовательных и общественных организаций, работодатели, объединения работодателей и иные организации, осуществляющие наставническую деятельность. Организаторы конкурса – Министерство просвещения Российской Федерации, Институт развития профессионального образования и АНО «Россия – страна возможностей».
Площадкой съезда стал Федеральный технопарк профессионального образования – совместный проект Министерства просвещения Российской Федерации и Правительства Калужской области. Технопарк предоставляет платформу для обмена знаниями и опытом между профессионалами различных отраслей, способствуя повышению качества образования и подготовки специалистов.
Во второй день, 27 июля, для участников съезда провели экскурсию по Федеральному технопарку профессионального образования. Они побывали в лабораториях мобильной робототехники, технологии моды, беспилотной авиации, сварочных и аддитивных технологий, а затем приняли участие в мастер-классах по профилям этих лабораторий. Практика взаимного обмена педагогическими наработками в ходе съезда поможет педагогам и наставникам со всей страны применять полученные знания в образовательном процессе и реализовать их в наставнических практиках.
Текст предоставлен Институтом развития профессионального образования.
Комментарии отключены.
Данная информация размещается исключительно для ознакомления.