Калужскому бизнесу помогают выйти на международный рынок
В Калужской области — 355 компаний-экспортеров, и более 300 из них — субъекты малого и среднего бизнеса. Это означает, что выйти на международный рынок под силу не только «тяжеловесам». Помогает в решении этой задачи Центр поддержки экспорта Калужской области, причем не только советом, но и государственными субсидиями.
О государственной поддержке компаний-экспортеров рассказала Евгения Пантюхина, руководитель Центра поддержки экспорта.
— Евгения, в какие страны экспортируют продукцию компании Калуги и области?
— Какие товары и услуги калужских предприятий востребованы на международном рынке?
— Перечень товаров обширный — от металлоконструкций и автосигнализаций до медицинских изделий, продуктов питания и даже лыж.
Завод STC в Балабаново — одно из ведущих предприятий по изготовлению лыжного инвентаря на территории России. Порядка 50% продукции компании идет на экспорт, в том числе в Италию и Францию.
В последние три года в азиатских странах огромным спросом пользуются кондитерские изделия российского производства. Спас-деменское печенье и калужскую пастилу покупают Китай и Вьетнам.
ООО «Агрокейсинг» поставляет свиную и говяжью череву (оболочку для колбас) в Италию, причем партнеров удалось найти благодаря нашей бизнес-миссии.
Металлоконструкции, которые производит ООО «МостоСтройИнжиниринг», используются при строительстве метро в Ташкенте.
Две калужские компании в этом году заняли второе место в федеральном конкурсе «Экспортер года» на окружном этапе ЦФО. ООО «Партнер М» специализируется на глубокой переработке растительного сырья и производстве пищевых и кормовых ингредиентов, выпускает продукцию для диетического и вегетарианского питания, которую поставляет в Польшу, Бельгию, Корею, Вьетнам, страны Балтии и СНГ. С 2018 года экспорт продукции увеличился на 115%. Группа компаний Pandora — разработчик и производитель автосигнализаций, сервисных автомобильных устройств и светодиодных светильников. Продукция компании известна более чем в 25 странах Европы. Объем экспортной выручки ГК Pandora за последние 3 года утроился.
— В чем заключается цель работы Центра поддержки экспорта? Какую помощь вы готовы оказать экспортно ориентированным компаниям?
Наша основная цель — помощь субъектам малого и среднего предпринимательства в расширении географии продаж и продвижении товаров, услуг и технологий за рубеж.
Мы консультируем предпринимателей по вопросам экспортной деятельности и валютного законодательства, оказываем юридическую поддержку, в том числе подготовку и экспертизу экспортного контракта, проводим маркетинговые исследования. Центр поддержки экспорта занимается поиском и подбором иностранных партнеров для калужских компаний, организует и финансирует их участие в международных выставках и бизнес-миссиях.
Чтобы выйти на международный рынок, необходимо как минимум перевести на иностранный язык коммерческое предложение, адаптировать презентационные материалы и упаковку, разработать иностранную версию сайта. Даже при выборе цветового оформления презентаций важно учитывать традиции разных стран. Мы имеем возможность привлечь к этой работе специалистов, которые проживают за рубежом и знакомы с особенностями восприятия иностранных потребителей.
Мы готовы помочь в оформлении сертификатов и международной разрешительной документации и профинансировать до 80% затрат. Благодаря софинансированию сертификации ООО «Листон» получило возможность поставлять медицинские центрифуги и аквадистилляторы более чем в 10 стран мира, а ООО «Реафит» — поставлять за рубеж реабилитационные тренажеры.
— Помогаете ли вы компаниям-экспортерам защитить интеллектуальную собственность?
— Мы готовы содействовать в международном патентовании товара, а также софинансировать регистрацию международного товарного знака либо продукта интеллектуальной собственности. Отмечу, что этот вопрос очень актуален. Известно немало случаев, когда компании выходили, к примеру, на рынок Китая, не защитив свой продукт. Его копировали, и потом невозможно было доказать, что его создателем была российская компания.
— Какие из ваших услуг наиболее эффективны и востребованы предпринимателями?
— Самые эффективные инструменты — международные выставки и поиск партнеров. Основные лиды (т.е. контакты) калужские экспортеры получают именно на выставках. Мы оплачиваем регистрационный взнос, аренду и стандартную застройку. Так, ООО «Гринвайз» на московской выставке «Продэкспо» заключило экспортные контракты на поставку растительных аналогов мяса, причем компании не хватило года, чтобы обработать все полученные на европейской выставке контакты.
— Как вы ищете иностранных партнеров для калужских компаний?
— Мы связываемся с потенциальными партнерами компании-заказчика, высылаем презентационные материалы или коммерческое предложение. Из пула холодных контактов находим для заказчика горячие контакты тех, кто готов к сотрудничеству. Чтобы выставка или бизнес-миссия принесла максимальный результат, мы можем провести предварительный поиск партнеров.
— Повлияла ли пандемия на деятельность Центра поддержки экспорта?
— 2020 год должен был стать годом Африки, планировалось очень много интересных мероприятий. К сожалению, многое пришлось отменить. Чудом состоялось всего 7 международных выставок в Москве, мы софинансировали участие в них калужских компаний. На четвертый квартал запланировано около 15 выставок, и мы держим кулачки, чтобы они состоялись и были эффективными.
Мы переориентировались на бизнес-миссии в формате онлайн. Кроме того, более востребованными в связи с пандемией стали услуги по регистрации и продвижению на международных электронных торговых площадках — Alibaba.com, Ebay.com. Мы не только оплачиваем продвижение, но и учим с ними работать. Есть нюансы, на которые важно обратить внимание. Ebay.com — площадка b2c, мы рекомендуем ее тем, кому интересны розничные продажи. Alibaba.com — площадка b2b, здесь возможны оптовые продажи. Интернет-площадки требуют скорого ответа, постоянного обновления каталога, поэтому мы рекомендуем компаниям выделить отдельного сотрудника на это направление.
— Чем вы можете помочь предпринимателям, которые только задумываются о выходе на внешний рынок?
Для новичков у нас есть образовательные программы. Программа экспортных семинаров (Школа экспорта РЭЦ)— это блок из 11 курсов, который называется «Жизненный цикл экспортера». Круг тем — от поиска партнеров и деловых коммуникаций до финансовых вопросов, валютного законодательства и заключения самого экспортного контракта. Мы проводим круглые столы и конференции с участием интересных спикеров. В прошлом году хедлайнером конференции «Вектор на экспорт» был Игорь Манн.
Чтобы начинающие предприниматели могли оценить свои возможности по выводу продукции на экспорт, мы организуем акселерационные программы по внешнеэкономической деятельности, проводим и софинансируем маркетинговые исследования на иностранных рынках.
СТЕФАН ПЕРЕВАЛОВ, руководитель Агентства развития бизнеса
Калужский Центр поддержки экспорта создан в 2011 году и был одним из первых в России. В 2018 году прежний губернатор Калужской области Анатолий Артамонов решил объединить все действующие на тот момент механизмы поддержки бизнеса. Так было создано наше Агентство, а Центр поддержки экспорта вошел в его состав.
С экспортно ориентированными компаниями Центр поддержки экспорта работает по трем направлениям: консалтинг, сопровождение и обучение. В рамках национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Международная кооперация и экспорт» мы выделяем государственные субсидии на участие компаний в международных выставках и зарубежных бизнес-миссиях, на маркетинговые исследования и сертификацию, переводы презентационных материалов и документации на иностранный язык, создание сайтов на иностранном языке. Кроме того, у нас постепенно формируется клуб экспортеров, участники которого общаются друг с другом, делятся компетенциями, знаниями и наработками.
Калужский регион динамично развивается. Количество компаний, которые могут предложить свою продукцию на экспорт, достаточно велико. Наша глобальная задача — помочь предприятиям региона в продвижении продукции и ее сбыте как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Если продукт востребован за рубежом, это говорит о том, что он качественный, инновационный и конкурентоспособный. На мой взгляд, это залог успеха и прибыльности организации.
Центр поддержки экспорта Калужской области входит в состав ГАУ КО «Агентство развития бизнеса» с 2018 года.
В 2020 году специалисты Центра провели 360 консультаций.
За 2020 год услугами Центра воспользовались 210 малых и средних предприятий.
Комментарии отключены.
Данная информация размещается исключительно для ознакомления.