Узкий специалист - широкие возможности
Челюстно-лицевой хирург – специалист, который может «починить» сломанную челюсть или «собрать по кусочкам» лицо после несчастного случая или аварии. Но помощь этого доктора может потребоваться человеку не только в критической ситуации. О своей работе рассказывает челюстно-лицевой хирург Денис Гараничев.
- Денис Леонидович, с какими проблемами к вам чаще всего обращаются?
- Довольно часто ко мне направляют пациентов врачи смежных специальностей: лор, онколог, дерматолог, хирург. Например, онколог, исключив злокачественный характер новообразования лица или шеи, направляет пациента на операцию к челюстно-лицевому хирургу.
Человек приходит к лор-врачу с жалобами на боль в ухе, а ее причиной может оказаться заболевание височно-нижнечелюстного сустава. Лор исключает «свою» патологию и направляет пациента к нам для дальнейшего обследования и лечения.
Челюстно-лицевой хирург Денис Гараничев: «Удалять зубы лучше в операционной».
Еще один распространенный случай – одонтогенный гайморит, когда инфекция от больного зуба проникает в гайморову пазуху и вызывает острый воспалительный процесс. Ко мне обращаются с кистами в области зубов, с перфорацией гайморовой пазухи, которая может произойти при удалении зуба. Сложные случаи удаления зубов и установки имплантов тоже находятся в моей компетенции.
- В каких случаях для удаления зубов лучше обратиться к челюстно-лицевому хирургу?
- Мы проводим удаление зубов любой сложности, в том числе ретенированных, дистопированных «зубов мудрости». Удаляем зубы при подготовке к протезированию на внутрикостных имплантатах наиболее щадящими, атравматичными способами. Используются при этом, в основном, не щипцы, а специальные тонкие инструменты - люксаторы. Атравматичное удаление зуба способствует успешной имплантации, а также сохранению эстетики десны в области коронки на импланте.
Удаление сложных зубов и установка имплантов проводится в операционной, где вопросы стерильности, асептики и антисептики решаются на более высоком уровне, чем в любом стоматологическом кабинете. Это также сводит осложнения к минимуму.
- Почему «зубы мудрости» способны причинить человеку столько неприятностей?
- Эти зубы достались нам от далеких предков с крупными мощными челюстями. В ходе эволюции челюстной отдел черепа стал меньше, и нашим «зубам мудрости» зачастую не хватает места. Они травмируют слизистую, вызывают смещение других зубов. «Зубы мудрости» могут стать источником хронической инфекции, поскольку нормально вычистить их зубной щеткой невозможно, и на них быстро развивается кариес. При простуде и ОРВИ может воспалиться десна, и даже образоваться флегмона в области этого зуба.
Часто приходится слышать истории, как стоматолог пытался удалить «зуб мудрости» несколько часов, используя щипцы, долото и молоток, но так и не смог помочь пациенту. Более того, при таком способе удаления возможны травмы вплоть до перелома челюсти, а также серьезные осложнения - альвеолит и повреждение ветвей тройничного нерва. В итоге пациент попадает к челюстно-лицевому хирургу.
- Вы говорили, что челюстно-лицевой хирург занимается также установкой имплантов. Но эта операция, можно сказать, поставлена на поток во многих стоматологических клиниках.
- Бывают сложные клинические условия, когда для установки импланта не хватает костной ткани. При потере зуба в условиях отсутствия естественной нагрузки происходит убыль костной ткани. Следом за рецессией кости убывает и десна. Если речь идет об эстетически важной зоне, то есть о передней группе зубов, это очень важно. Вывод напрашивается сам собой: потеряли зуб – лучше сразу поставить имплант, иначе потребуется более серьезное вмешательство. В «Клинике Боли», где я веду прием, есть все необходимые условия для проведения костной пластики и установки зубных имплантов, в том числе под общим обезболиванием.
- За счет чего восстанавливается недостающий объем кости?
- Объем костной ткани, необходимый для успешной установки импланта и, в дальнейшем, протезирования восстанавливается хирургически, в основном за счет собственных тканей пациента совместно с синтетическими пластическими материалами. Атрофия или недостаток костной ткани - это весьма распространенная проблема современной стоматологии. В случае протезирования на имплантах при недостатке кости остеопластика будет единственным выходом из ситуации
В ряде случаев костная пластика проводится одновременно с имплантацией, а в некоторых ситуациях выделяется в отдельную операцию.
Кроме того, сейчас у нас есть возможность получить из собственной крови пациента обогащенную тромбоцитами плазму. Тромбоциты играют важнейшую роль в процессах заживления и регенерации поврежденных тканей организма. Обычно организм через процессы воспаления сам доставляет в зону операции эти элементы, а тут мы с избытком их туда помещаем, и они начинают «работать» сразу же. Благодаря этому заживление происходит быстрее.
- Что такое синус-лифтинг? Можно ли совместить костную пластику с установкой импланта и коронки?
- В верхнечелюстной кости есть гайморовы пазухи – полости, выстланные слизистой оболочкой. Для проведения имплантации на верхней челюсти нужен достаточный объем кости, чтобы верхушка импланта не оказалась в гайморовой пазухе. Длина импланта - 11,5 - 14 мм, а толщина кости может быть всего 5-7 мм. Суть операции синус-лифтинга заключается в том, чтобы получить доступ к гайморовой пазухе, отслоить слизистую оболочку вверх, не нарушая ее целостности, и заложить под нее костный материал, который должен прижиться.
Чаще всего можно сделать одновременно синус-лифтинг и установку импланта, и тогда через несколько месяцев у пациента уже будет стоять коронка. Современные технологии позволяют в ряде случаев даже установить коронку в день имплантации, но чаще мы ждем 3-6 месяцев, чтобы произошла остеоинтеграция - сращивание импланта с костью.
- Сколько времени продолжается такая операция?
- Сама операция делается быстро, от 15-20 минут до часа. Гораздо больше времени тратится на планирование, на выбор инструментов и материалов. Мы используем компьютерную томографию высокой четкости для измерения структур, определения качества, типа кости. «Клиника Боли» сотрудничает с одной из лучших стоматологических клиник Калуги, и мы совместно планируем все этапы лечения вплоть до конечного результата – установки ортопедической конструкции.
- Для любого человека операция - это стресс, связанный со страхом боли и неприятных ощущений. Как вы помогаете пациенту с этим справиться?
- У нас есть возможность проведения манипуляций под местной анестезией, под общим наркозом, и с седацией, с участием анестезиолога-реаниматолога и использованием необходимого оборудования для общего обезболивания. Выбор мы оставляем за пациентом, нам важно обеспечить ему максимальный комфорт.
Операция с анестезиологическим пособием - седацией – наиболее востребованный и популярный среди пациентов вид обезболивания, при котором у человека отсутствует чувство тревоги, страха, снижается болевая чувствительность. К этому добавляется местная анестезия. Пациент находится в сознании, абсолютно адекватен, во время операции врач контактирует с ним.
Для большинства наших манипуляций общий наркоз с введением наркотических препаратов и искусственной вентиляцией легких не нужен. Риск от его применения зачастую выше, чем риск самой операции.
- Что происходит после операции?
- Начинается процесс заживления. В это время главное для пациента - в точности выполнять все назначения врача, в том числе вовремя приходить на контрольные осмотры. Если операция тщательно спланирована и проведена в условиях операционной с использованием современного оборудования и материалов, то риск осложнений минимален, а приживаемость имплантов близка к 100%.
Лиц. № ЛО-40-01-001144 от 28.12.2015 г., выдана МЗ КО.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.