В Михалях прошли публичные слушания по проекту экотехнопарка
Как мы уже писали, 18 апреля в Износках состоялось районное собрание по вопросу перевода части земель сельского поселения «Михали» из сельхозназначения в промышленные. Напомним: здесь планируют создать экотехнопарк, в котором будут заниматься сортировкой, переработкой вторсырья и сжиганием мусора, а также деревообрабатывающим производством и сельским хозяйством.
Депутаты райсобрания поддержали эту инициативу, и на следующем этапе проект вынесли на публичные слушания. Они состоялись в девяти деревнях, входящих в состав сельского поселения «Михали», вечером понедельника, 23 апреля.
Язык мой - только мой
Пожалуй, правы те, кто говорит, что главная проблема нашего общества, это нетерпимость людей к мнению, прямо противоположному их взглядам. То есть если в по-настоящему зрелом обществе принято уважать точки зрения, отличные от твоих, прислушиваться к ним или, по крайней мере, не навязывать свои, то у нас в стране зачастую всё происходит с точностью до наоборот. Тот, кто придерживается взглядов, отличных от твоих – в лучшем случае попадает в список заблуждающихся, которых следует наставить на путь истинный, а в худшем, записывается в число врагов.
Лично мне в этой связи в первую очередь вспоминаются конфликты сторонников и противников власти, атеистов и неких непонятных верующих, чьи чувства невероятно легко оскорбить, а теперь ещё и публичные слушания в Михалях.
Признаюсь, направляясь туда после не слишком лестной для противников экотехнопарка статьи о зимнем митинге, я был уверен, что они записали меня в свои враги и даже был готов к агрессии. Однако по первой реакции понял, что нахожусь с оппонентами по мнению где-то в пограничной зоне – и заблудшим уже не назовёшь, но и до врага ещё не дотягиваю.
- Ну, хоть в этот раз правду напишите? - подошёл ко мне один из участников слушаний и февральского митинга.
- Какую правду? О свалке ТБО на тысяче гектар? – вежливо напоминаю ту бредятину, что несли на митинге противники экотехнопарка.
Расположение зон будущего технопарка с указанием расстояния от населённых пунктов до объектов
(кликните для перехода к большой картинке).
Слышу себя
Выступающие, а в их числе был и технический специалист по созданию экотехнопарка Михаил СТЕПАНОВ, пытались убедить противников проекта в том, что он – благо в первую очередь для местных жителей. Но уже с первых минут стало понятно, что на данном этапе это будет непросто, если не невозможно.
Еле справляясь с постоянными перебиваниями, Михаил Александрович рассказал, что проект может заинтересовать далеко не одного инвестора, так что какие масштабы в конечном счете примет эта затея - разрастется ли до размеров, сравнимых с другими технопарками области, или нет - на данном этапе предсказать сложно. Однако абсолютно точно известно, что на старте проекта здесь построят мусороперерабатывающий комплекс, включающий в себя как мусоросортировку в автоматическом режиме, так и мусоропереработку. Всё, что не поддается вторичной переработке, будет сжигаться на современном заводе с выработкой тепла и электричества, а то, что не сжигается, так называемые «хвосты», захоронят в герметичных резервуарах на территории экотехнопарка.
Второй объект – деревообрабатывающее предприятие. Оно из деревянного мусора, валежника, которого в Износковском районе вагон, будет готовить сырьё для мебельных комбинатов – древесные плиты.
Третий обязательный объект проекта – тепличный комплекс, работающий на тепле, получаемом от мусоросжигания. Здесь круглогодично можно будет выращивать все, что угодно.
Перспектива дальнейшего развития – привлечение в экотехнопарк совершенно различных предприятий, как связанных со вторичной переработкой, так и не связанных с ней. Площади и энергетических мощностей для этого запланировано в избытке.
Но противники проекта, казалось, не слышали выступающего, а свято уверовали в то, что под видом комплекса высокотехнологичных предприятий их будут травить и уничтожать вместе с природой. И в словах выступающих эти люди пытались найти подтверждения своей вере, доказательства того, что их обманывают, пускают пыль в глаза.
Схема зон будущего технопарка и места их расположения
(кликните для перехода к большой картинке)
Схема мусоросжигающего завода.
Признаки централизации
Уже после слушаний к спикерам маленькими группками стали подходить местные жители, задавая вполне конкретные и, в отличие от публичной части, внятные вопросы. Создалось такое впечатление, что по окончании мероприятия у людей в голове будто рубильник переключился - с положения «побузить» на «хочу деталей».
Так или иначе, но не менее интересным оказался другой момент. Как уже было сказано, публичные слушания помимо деревни Михали проходили ещё в восьми населенных пунктах, входящих в сельское поселение. Пообщавшись с теми, кто побывал в них, выяснилось, что в ряде деревень в ходе слушаний прозвучали точь-в-точь те же аргументы против экотехнопарка, что и в Михалях. А именно:
- В районе строительства залегание грунтовых вод на очень низкой глубине от нуля до двух метров, а значит вся дрянь немедленно попадет в них и разнесет по округе, отравляя реки и колодцы.
- Заводы будут строиться по устаревшим технологиям, потому что современные слишком дорогие
- Даже если построят современный завод, то дорогущие фильтры никто не будет менять, а значит, дым из трубы нас всех потравит.
Подобные крайне сомнительные мантры дают основание согласиться с предположением, высказанным в прошлой статье нашего издания «Противостояние продолжается». А именно с теми, где автор говорит, что определенные политические силы науськивают людей, раздувая в них протестные настроения и помогая поверить в то, чего нет. Однако позволю себе не до конца согласиться с аргументацией подобного вывода.
Заработать политические очки это, конечно, выглядит обоснованным подозрением, но надо учитывать и то, что на политику нужны деньги, причем деньги немаленькие. А немаленькие деньги в политических целях выделяются только с целью заработать большие деньги, окупив и приумножив свои вложения. То есть здесь мы приходим к классическому вопросу: «Кому выгодно саботировать мусоросжигание?»
Ответ на него неожиданно нашёлся в сюжете телеканала «360о» под названием «Гори оно синим пламенем» (смотреть с 11 минуты). Он посвящён мусоросжиганию в мире в целом и запуске этого процесса в России в рамках программы «Чистая страна».
Именно со старта «Чистой страны», в рамках которой в Московской области собираются построить четыре завода по мусоропереработке и мусоросжиганию, а в Татарстане один, и пошла по стране массированная кампания, нацеленная против такого способа утилизации мусора.
- В Московском регионе ежегодно формируется около 11 миллионов тонн отходов, - говорит журналистам телеканала Министр экологии и природопользования Московской области Александр КОГАН. – Официально, по той отчетности, что мы сегодня получаем от полигонов, у нас цифра получается около трёх миллионов. То есть восемь миллионов исчезают в течение года. Средний тариф на принятие этих отходов [на полигонах, - прим. авт.] от 800 до 1000 рублей [за тонну – прим. авт.]. То есть можно смело говорить, что 8 миллиардов рублей в год составляет теневой рынок обращения с отходами в Московском регионе.
Собственно, максимально долгое сохранение рынка в 8 миллиардов рублей в год в одной только Москве надо признать более чем достаточной мотивацией, чтобы не скупиться на финансирование оппозиционных сил, которые имеют возможности организовать протесты в тех местностях, где планируется строительство новых мусороперерабатывающих предприятий.
В этом свете, вкупе с аргументами, изложенными в предыдущей публикации, лично мне становятся понятными первопричины, по которым в головах далеко не глупых людей (по крайней мере, на вид) так крепко засели идеи про свалки на тысячах гектар и дорогущие фильтры, которые никто не будет менять…
К слову говоря, на последний аргумент в весьма познавательном фильме телеканала «360о» (смотреть с 37 минуты) даётся обезоруживающий ответ – современные мусоросжигающие заводы конструируются таким образом, что в случае поломки хотя бы одного фильтра хотя бы на одном этапе очистки, автоматически останавливается работа всего предприятия.
Конечно, это уже не те технологии, которые применило EVN при строительстве мусоросжигающего завода в Вене в 1989 году и даже не те, по которым эта же компания в 2007-м реконструировала МПЗ №3 в Москве. Это куда как более совершенные и современные решения.
Конечно, можно было бы понять опасения противников экотехнопарка, что с целью экономии у нас будут применять устаревшие технологии, но это невозможно уже даже теоретически, так как вступившие в силу изменения экологического законодательства исключают такую возможность. Эти опасения выглядят преждевременными и даже иррациональными ещё и потому, что окончательный пакет документов, который расставит все галки над «Й», с полным раскладом по всем технологиям мусоропереработки и мусоросжигания, станет доступен для детального изучения всеми желающими после того, как проектные работы завершатся и их результат передадут экспертному сообществу.
А начнётся проектирование сразу после 3 мая, когда депутаты районного собрания по итогам публичных слушаний примут решение о переводе земель сельхозназначения в промышленные.