Новый рынок: забытая Богом «сказка»
На новый рынок мы с фотографом отправились на 26-й маршрутке. Чуть больше месяца назад схему её движения изменили: конечной остановкой вместо площади Победы сделали рынок на Грабцевском шоссе, 4Б. Добраться можно и на бесплатном автобусе. Он идёт от сквера Медсестёр каждые час-полтора.
Последние три остановки мы с Сергеем едем в гордом одиночестве: кроме нас, пассажиров в салоне нет.
- А что, мало народу едет на новый рынок? – интересуется мой коллега у кондуктора.
- За сегодняшний день вы первые, - слышим в ответ.
Рынок выходного дня
О том, что покупателей на новом рынке днём с огнём не сыщешь, мы, конечно, были наслышаны. Но, признаться, думали, что эти слухи сильно преувеличены.
Вещевая ярмарка на новом рынке. Продавцов больше, чем покупателей.
Выходим на конечной и идём сначала на вещевую ярмарку. Бродим среди рядов полиэтиленовых палаток – точно таких же, какие были на старом рынке. Между шатрами прогуливаются ещё человек 5-6.
Продавцы смотрят в нашу сторону с надеждой, наперебой нахваливают товар:
- Джинсы – есть все размеры! Заходим, примеряем!
- Смотри, какая обувь хорошая, качественная! Скидку сделаю!
В конце концов мы признаёмся, что приехали не за джинсами, а по работе. Через несколько минут вокруг нас собирается кучка продавцов – они рассказывают свои нерадостные новости.
- Работаем здесь с ноября прошлого года. Как выгнали со старого рынка, так сюда и приехали, - говорит предприниматель Оля. – Обещали, что для нас построят торговые павильоны. Но потом выяснилось, что эта земля кому-то принадлежит и строить здесь ничего нельзя. У ангаров, где были наши камеры хранения, как оказалось, тоже есть собственник, и весной нам велели убрать оттуда вещи. В общем, обманули нас, как всегда. В будни покупателей нет. У нас тут рынок выходного дня. Едут люди, которые привыкли к уличной торговле и которые не пойдут в торговые центры. Из районов приезжают. За счёт этого и выживаем. И ещё благодаря тому, что арендная плата здесь меньше, чем на старом рынке.
- К нам Горобцов приезжал, ходил здесь со своей свитой. Обещал сделать выезд на улицу Болотникова. И ничего! Никаких подъездов нет! – подключается к разговору ещё один продавец – Олег. – И Анатолий Дмитриевич Артамонов был. Стоял, руками махал, говорил, что здесь всё будет красиво. До сих пор ждём. Вы не на машине приехали? Жаль. Тогда бы вы прониклись «прелестями» того, как сюда въехать и выехать. А ведь город потратил бюджетные средства на проектирование развязки!
- Помните, что говорил губернатор? Что шатры эти, палатки – нехорошо. Что мы должны торговать в лучших условиях. И где они, эти «лучшие условия»? Всё то же самое!
- Ребят, ничего хорошего здесь нет! – заявляет одна из продавщиц. – Мы здесь с голой жопой остались из-за этого Артамонова! Всё кричал, что мы там (на старом рынке. – Прим. ред.) помойку развели. А то, что он здесь помойку развёл, нормально?! Обещал, что здесь всё обустроят. И где это?! Следующую зиму опять будем стоять в этих шалашах! Нулями стоим!
- А почему никуда не уезжаете, если здесь дела плохо идут? – интересуюсь я.
Продавцы отвечают вопросом на вопрос:
- А куда ехать? В «Панораму» или на ярмарку на Герцена? Вы там были? Это же муравейник! А если, не дай Бог, пожар случится?
Несбывшаяся мечта
Пообщавшись с предпринимателями, торгующими на улице, идём в здание рынка. Город-сказка, город-мечта – примерно так позиционировали инвесторы свой проект полтора года назад.
По проекту «рынок-сказка» должен был стать таким.
По факту сказка выглядит значительно скромнее, чем на эскизах, но всё равно впечатляет: чисто, уютно, светло, тепло и просторно. Есть где перекусить. Для детей предусмотрена игровая зона. Такой бы рынок да на Марата построить – цены бы ему не было! Но здесь, на Грабцевском шоссе, он выглядит всего лишь роскошной, но бестолковой декорацией.
В крытом помещении посетителей тоже немного.
- Сам по себе рынок очень хороший – не сравнить со старым, - говорит одна из продавщиц. – В бытовом плане нас всё устраивает. Вот только покупателей нет. Люди идут сюда очень неохотно. Я сама выросла на Маяковке и знаю, что здесь всегда была промзона, железная дорога, жильё не строилось. Богом забытый район. Кому только пришло в голову строить здесь рынок?
Этот вопрос не даёт покоя многим калужанам. О том, что новый рынок не будет востребованным, говорили ещё до того, как он начал строиться. Но областные и городские власти, как всегда, отмахнулись от скептиков. Чиновники были уверены, что, как только старый рынок закроется, калужане дружно отправятся на Маяковку. Увы, эти прогнозы не оправдались. Большинство покупателей разбрелись по новым торговым точкам, которые стали появляться в центре города вскоре после закрытия «купола».
- Это хороший и красивый проект, - говорит о новом рынке руководитель регионального отделения общероссийского движения «ОПОРА РОССИИ» Андрей МОРОЗОВ. – Если бы он был реализован полностью в том виде, в каком согласовывался с городом, то есть в нём присутствовали бы и подземная парковка, и фермерский рынок, и вещевой павильон, и развлекательная составляющая, и общепит, то мы получили бы значительную точку притяжения вроде «Торгового квартала». По факту же мы имеем только продуктовый рынок, расположенный в промзоне, с одним-единственным подъездом, где нет даже пешеходных переходов и светофоров. Ошибкой было думать, что если старый рынок закроется, то на новый хлынет поток покупателей. Пока проект не реализуют до конца, их там не будет, поставь хоть тысячу продавцов.
5 миллиардов – на ветер?
Будет ли проект реализован полностью, сейчас непонятно. Прошлым летом стало известно, что строительство второй очереди рынка откладывается на неопределённый срок. Как выяснилось, участок, на котором планировалась стройка, принадлежит областному предприятию «Школьный автобус». Городские власти ведут с областными структурами переговоры о передаче земли в муниципальную собственность, но пока вопрос остаётся открытым.
Инвестор готов ждать. Он, кстати, уже вложил в этот проект 4,7 млрд. рублей. Сколько заработал, неизвестно, но явно меньше той суммы, на которую рассчитывал. Владелец торгового объекта предполагал, что посещаемость рынка будет не меньше 5 тыс. человек в день. Сейчас она, по словам руководства торгового объекта, в четыре раза меньше и составляет 1,2 тыс. человек в день. Но, судя по тому, что увидели мы, даже эта цифра выглядит несколько завышенной.
Развязки нет
В подвешенном состоянии по-прежнему находится и вопрос строительства дорожной развязки в районе нового рынка. А ведь ровно год назад городской голова Константин ГОРОБЦОВ обещал:
- Будут расширены парковочные карманы на улично-дорожной сети, установлены дополнительные остановочные павильоны, сделаны пешеходные переходы и развязка. После этого можно будет дополнительно пустить на рынок ещё четыре маршрута.
Один остановочный павильон там, и правда, поставили в конце 2016 года. Однако вскоре выяснилось, что пользоваться им нельзя, поскольку установлен он с нарушениями. ГИБДД пригрозила владельцу торгового объекта штрафными санкциями, если он не демонтирует павильон: «Всё нужно делать в соответствии с законодательством. Рисковать жизнью людей никто не будет».
Однако прошёл почти год, а незаконная остановка так и стоит на прежнем месте, и никому до неё нет дела. Видимо, закон писан не для всех.
Что касается общественного транспорта, то некоторые маршруты действительно перенаправили в сторону нового рынка, но, по словам предпринимателей, маршрутки в их краях всё равно появляются редко.
- Мы собирали подписи, просили: «Привезите нам сюда людей! Не все же на машинах», - говорит женщина-продавец. – В августе объявили, что к нам пустили 92-й маршрут. И где он? Ни разу не видели! Такое ощущение, что рынок городу не нужен, что его хотят раздавить, чтобы ничего от него не осталось!
P.S.
По логике здесь должны быть комментарии чиновников. Но их не будет. Потому что мы не видим смысла цитировать в очередной раз обещания наших руководителей о светлом будущем, за которые они не в состоянии ответить. Прошедший год очень наглядно показал цену этим словам. Хотя у некоторых предпринимателей, как ни странно, надежда на то, что власти их услышат и выполнят обещанное, всё ещё теплится.
Фото: Сергей КОНСТАНТИНОВ.