Том Сойер зовет калужан покрасить старый дом
Тема сохранения исторической городской застройки в таких старых городах, как Калуга, не теряет актуальности никогда.
Старинные особняки, огромные храмы и даже целые улицы в центре города нуждаются в реконструкции. Краеведы бьют тревогу, в бюджетах не находится средств, а старая Калуга продолжает разрушаться.

На этом уже привычном фоне идея взяться за сохранение исторической городской застройки силами общественности выглядит свежо. Предложили ее активисты пришедшего к нам из Самары «Том Сойер Феста». Фестиваль стал инициативой СРОО «За информационное общество» в 2015 году. За первые два года существования в трёх городах России силами волонтёров на средства спонсоров и пожертвования горожан было восстановлено 11 зданий, а также на исторических территориях были созданы элементы благоустройства и арт-объекты. В 2016 году организаторы получили несколько запросов из других регионов с просьбой помочь запустить инициативу у них. Так было принято решение провести в марте 2017 года в Самаре конференцию для всех желающих, на которой собралось более 70 активистов из разных городов. Эксперты объяснили, как с минимальными трудозатратами запустить «Том Сойер Фест» в новых населённых пунктах, а также чем фестиваль полезен новым для него территориям.


В Калуге за организацию волонтеров взялись в туристско-информационном центре «Калужский край». А начать они собираются с дома, о котором, кажется, все забыли.
Маленький зеленый домик
Эта ветхая одноэтажка известна как «Дом архитектора Яковлева», что не совсем соответствует действительности. Александр Артемьевич был «гражданским инженером» - в начале прошлого века так называли на инженеров-проектировщиков в строительстве, которые при этом не являются военными. Его вклад в нынешний архитектурный облик Калуги не то чтобы велик, но заметен. Он производил расчеты и руководил строительством таких важных для нашего города зданий, как синагога и Пушкинское училище (сейчас это школа № 6). Но архитектором этих зданий он не был.
Его личный особняк на улице Никольской (с 1912 года - Луначарского),похоже, единственная архитектурная работа Яковлева. И работа, нужно признать, отличная. Правда, сейчас понять это почти невозможно: дом захирел до такой степени, что только специалисты могут угадать в нем представителя редкого архитектурного стиля.

Есть два варианта – сетовать, что старая Калуга безвозвратно исчезает под напором беспощадного времени и застройщиков, а власти находят какие-то отговорки, чтобы сохранить культурное наследие. Второй вариант – заняться сохранением старины самостоятельно.
Идея фестиваля сохранения исторической среды «Том Сойер Фест» проста: силами волонтёров восстановить деревянные дома, не имеющие статуса объекта культурного наследия, но имеющие ценность для архитектурного облика и истории города. Полной реконструкции фестиваль не предполагает, работы, скорее, косметические: покрасить стены, заменить ветхие декоративные элементы, выпрямить то, что совсем искривилось. Облагородить внешний вид и привлечь внимание общественности. Все, как в известном эпизоде, где красил забор Том Сойер из бессмертного романа Марка Твена.
"...Том снова принялся белить и ответил небрежно:
– Что ж, может, работа, а может, и не работа. Я знаю только одно – Тому Сойеру она по душе.

– Да брось ты, уж будто бы тебе так нравится белить!

– Нравится? А почему же нет? Небось не каждый день нашему брату достается белить забор!"
- Конечно, такой дом, если привести его в порядок, может стать интересным туристическим объектом, - рассказывает Даниил Кузнецов, координатор «Том Сойер Феста» в Калуге и директор ТИЦ «Калужский край». – Но для нас этот проект не туристический и даже не архитектурный. Мы хотим предложить калужанам новую форму участия в жизни города. Показать, что, для того чтобы сделать что-нибудь полезное для своего родного города, не нужно ждать официального субботника или указания сверху. Многое можно сделать самостоятельно. Самарцы за пару лет отремонтировали около 10 домов. «Том Сойер Фест» с успехом идет в Казани и Бузлуке. В этом году к этому списку прибавятся другие города, в том числе Калуга. Уверен, что у нас получится не хуже.
Нельзя просто так взять и отремонтировать старый дом

Памятники архитектуры охраняются государством. В большинстве случаев это означает, что в этих зданиях ничего нельзя менять и даже ремонтировать. Любые строительные или ремонтные работы в таких памятниках должны проводиться с разрешения компетентных органов и людьми с особыми допусками и квалификацией.

Дом архитектора Яковлева тем и удобен «Том Сойер Фесту», что из реестра архитектурных памятников выведен. В начале 2000-х этот участок Луначарского собирались застраивать, и занимающий место особняк был признан экспертами слишком ветхим, чтобы пытаться его сохранить. С застройкой что-то не заладилось, а исключенный из-за ветхости особняк простоял больше 10 лет.

Тем не менее, прежде чем приступать даже к косметическому ремонту такого дома, нужен совет профессионалов. И таковой нашелся. Собственно, он и предложил организаторам взяться за дом на Луначарского, 3.
- Мне как человеку, который каждый день занимается проектированием деревянных домов, было больно смотреть на то, в каком состоянии находится этот дом, – признается архитектор Константин Овчинников, вызвавшийся оказать профессиональную помощь «Том Сойер Фесту». – Поэтому, когда я увидел «ВКонтакте» сообщение о том, что самарский проект приходит в Калугу и ищет, с чего бы начать, я сразу же предложил Дом архитектора Яковлева. Это очень редкий для нашего города деревянный модерн. Таких домов у нас и было совсем немного, а осталось и вовсе два. Кроме дома Яковлева к этому стилю можно отнести здание детского сада №1 - и все. Так что дом нужно спасать.

- Работы будет много?

- Сейчас мы закончили все обмеры и делаем 3D-модель. Это поможет нам составить смету и уточнить объем работ. Но уже сейчас понятно, что просто покрасить фасад там не получится. Утрачены многие декоративные элементы, их нужно восстанавливать – именно они и придают дому самобытность. Без них это уже не модерн. Но есть и более серьезные проблемы: сам фасад стал отходить от стен. Кое-где подгнил фундамент. Очевидно, имеются какие-то проблемы с крышей: просел конек и «кукушка» над центральным входом начала заваливаться. Звучит, конечно, страшно, но все эти проблемы вполне решаемы.

- Мы не будем требовать от волонтеров выполнять работу, которую должны выполнять профессионалы, – предупреждает Даниил Кузнецов. – Волонтеры нужны для несложных, но необходимых работ – зачистки фасада, уборки прилегающей территории и, конечно, покраски. Может показаться, что это незначительный вклад, но без этого у нас ничего не получится. Скорее всего, работы будут вестись с 17:00 до 20:00 каждый день. Более подробная инструкция будет опубликована на официальной странице фестиваля

Записаться можно по телефонам:
8 (910) 521-49-21 - Даниил.
8 (900) 572-01-35 - Екатерина.


- Сохраняя такие деревянные постройки, мы делаем большой подарок будущим поколениям, – считает директор центра «Наследие» Константин Гавриленко - Возможность посмотреть на такие дома выпадает нечасто: дерево распадается быстрее камня и к тому же хорошо горит – памятники деревянного зодчества исчезают очень быстро и сохранять их трудно. И в то же время без них нельзя составить полного представления об архитектуре XIX-XX веков.

Я думаю, что эксперты, которые в начале 2000-х годов вывели Дом архитектора Яковлева из реестра памятников в связи с плохим техническим состоянием, пошли против совести. Если калужане проявят желание привести его в порядок, нужно ставить вопрос о возвращении Дому архитектора Яковлева статуса объекта культурного наследия. А там можно будет вести речь о более серьезной реконструкции.

«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 68-рп от 05.04.2016 и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».