«Чистов четверг» в Ледовитом океане
Калужанин Констанин ЧИСТОВ, руководитель инженерно-изыскательской организации, астрономогеодезист с 37-летним стажем вернулся из недельной экспедиции с дрейфующей льдины Барнео.
Ранее мы уже рассказывали о том, что наш земляк отправляется в ознакомительную научную экспедицию к Северному полюсу. В течение недели он держал нас в курсе событий, связываясь с Большой землёй по спутниковому телефону. А мы, в свою очередь, сообщали о подробностях нашим читателям. И вот путешественник благополучно вернулся домой.
- Константин Геннадьевич, каковы же ваши первые впечатления после того, как вы приземлились на льдину?
- Прежде всего это бескрайние ослепительно-синие снежно-ледяные ландшафты Арктики. И чуть позже - солнце, которое никогда не садится, а ходит по кругу. Сейчас там полярный день.
- Почему ландшафты бескрайние? А как же льдина? В моём представлении она должна плавать отдельно от других в Северном ледовитом океане.
- Отдельные льдины плавают уже ближе к Большой земле. А в это время года, на этих широтах в районе Северного полюса дрейфует множество льдин, прижатых друг к другу. Они образуют, как кажется, бескрайнее ледяное пространство. Формируются льдины осенью у Новосибирских островов. И по мере продвижения (дрейфа) с востока на север, затем на юго-запад, то надвигаются одна на другую, то расходятся, но ненамного. Толщина льдин там всего несколько метров. Можно увидеть границы между ними - это топорщащиеся ледяные торосы или, наоборот, неширокие разломы. Несмотря на регулярную проверку на Барнео целостности льда, возможны неприятные ситуации - так, взлётно-посадочная полоса внезапно «отклеивалась» от базы, а потом приплывала обратно.
Когда лыжники, к примеру, идут к Северному полюсу, то обязательно тащат за собой волокуши с нужным скарбом, из которых при необходимости сооружают мостики, чтобы перебираться с одной льдины на другую, а торосы преодолевают, как скалолазы. Поэтому их путь к полюсу - каких-то 100 км - растягивается на несколько дней.
- Но вы-то покорили Северный полюс всего за 20 минут!
- Конечно, на вертолёте оно значительно быстрее (смеётся). На Северном полюсе я побывал дважды. Я побыватель, а не покоритель. Покорители - те, у кого нет пути назад. Они остались в прошлом. А за нынешними «покорителями» в случае насморка и повышенной температуры тут же прилетит «волшебник в голубом вертолёте» (смеётся).
Первый раз помогал забирать с полюса экспедицию американских лыжников. К сожалению, погода в тот день была плохая - морозно, ветрено и пасмурно. А на следующий день полетел с группой туристов. И погода стояла прекрасная, и туристы оказались людьми весёлыми и компанейскими.
- Помимо туристов, которые окупают пребывание учёных на льдине, кто ещё находился в это время в лагере «Барнео»?
- Обслуживающий персонал - техники, плотники, повара. И ещё прилетела к нам норвежская рок-группа. Отчаянные ребята, которые каждый вечер в кают-компании устраивали концерты.
- А почему в русский лагерь прилетели иностранные музыканты, а не отечественные?
- Норвежские рокеры сами оплатили дорогу и играли за еду. А наши, наверное, попросили бы гонорар (смеётся)! Не знаю. Может быть, отечественные музыканты ещё не в курсе существования Барнео. Хотя льдина-экспедиция уже прославилась на весь мир. Практически каждый день, дважды в сутки Ан 74 приземляется с новой группой туристов из разных уголков планеты: американцами, французами, англичанами… На один, максимум - на два дня. Пошумят, слетают на полюс, пофоткаются, прыгнут с вертолёта на парашюте, покатаются на собаках, мотосанях, с аквалангом поплавают и вполне себе счастливые возвращаются на родину. Хотя стоит такая экскурсия, как месячный отдых в пятизвёздочном отеле в Австралии.
- Вы пробыли на льдине неделю. А как там живут люди целый месяц - в плане бытовых условий?
- Достаточно комфортно. В отапливаемых бензогенераторами палатках. На свежем воздухе установлены туалеты типа «сортир», а рядом закопаны железные бочки-писсуары. Весьма демократичная обстановка. Никто никого не стесняется. Вместо душа - обтирания влажными салфетками. Ну а наиболее закалённые «моются» в ледяных ваннах. Делаются они так: во льду выдалбливается прямоугольник два на три метра и метр глубиной, а потом насквозь пробуривается узенькая дырка - так эта ледяная ванна наполняется океанической водой. Там наиболее отчаянные и чупахаются. Но я побрезговал туда окунаться - слить-то воду уже невозможно.
- Что, не мылись целую неделю?!
- Почему? Мылся. В чистый четверг, как полагается, я устроил себе «Чистов четверг». Перед этим второй раз слетал на полюс, а потом как истинный православный помылся. Но не в «ванне». Наши океанологи пробурили настоящую прорубь до самого океана! Купаться в ней опасно, но зато там кристально чистая проточная вода. Я, конечно же, рискнул. Держась за палку, чтобы не уйти под лёд, окунулся три раза. Температура воды минимальнейшая для Арктики: минус 1,7 градуса! Незабываемое ощущение!
- Вы летали на Барнео по приглашению Русского географического общества. Удалось ли в полной мере выполнить намеченную работу?
- Да. Основная задача состояла в определении метода регулярного измерения изменяющихся со временем размеров льдины. Пришли к выводу, что оптимальной будет классическая тахеометрическая съёмка, которая в данном случае имеет преимущество перед беспилотной аэрофотосъёмкой.
- Актуальна ли с научной точки зрения сегодня подобная дрейфующая станция? К примеру, иностранцы используют автоматические буи и дрейфующие платформы - это абсолютно безопасно в отличие от жизни на дрейфующем льду.
- Дрейфующая льдина Барнео - единственная в мире, которая ежегодно даёт приют десяткам учёных всей планеты, ставящим эксперименты или устанавливающим здесь свои буи, которые дрейфуют сначала с льдиной, затем самостоятельно. Так что Барнео - это старт для многих открытий.