Фоторепортаж: очередной рейд по рынку закончился скандалом
Территория Центрального городского рынка, особенно нижняя её часть, сейчас напоминает крепость на осадно-оборонительном положении. Возле каждого входа, по всему периметру, весь день дежурят по двое-трое «часовых» из числа предпринимателей, которые внимательно наблюдают за происходящим вокруг. Через открытые ворота видна практически пустая торговая площадь с остатками мусора. Кое-где палатки с товаром. Покупателей, впрочем, я возле них не заметила.
«Мы вас убьём, зарежем, закопаем!»
Как мы рассказывали, днём в понедельник, 21 ноября, журналистов пригласили поучаствовать в работе очередного рейда административной комиссии по выявлению на рынке нарушений. Перед его началом председатель комитета по развитию сферы услуг и рекламного рынка Калуги Дмитрий ИВАНОВ должен был прокомментировать инцидент, произошедший на рынке в ночь на понедельник.
Иванов запаздывал. Как оказалось, он был в полиции, где давал пояснения по поводу случившегося, а также писал заявление как пострадавший (по некоторым сведениям, во время потасовки на рынке Дмитрия Иванова избили).
В ожидании чиновника мы пообщались с его коллегой – сотрудником МАУ «Калугаблагоустройство» Виктором АМЕЛЬКИНЫМ:
- С 21 октября 2016 года моё учреждение является правообладателем земельного участка, который условно можно обозначить как нижняя часть бывшей территории рынка. Сейчас вид разрешённого использования данной территории – парки, скверы, сады. Ежедневно мы пытаемся её законсервировать, чтобы выполнить ряд работ по благоустройству. Но каждый раз сталкиваемся с неизвестной группой лиц, которая путём угроз жизни и здоровью как мне, так и моим сотрудникам, препятствует выполнению наших должностных функций. Самые лёгкие фразы, которые мы слышим в свой адрес: «Мы вас расстреляем, убьём, зарежем, закопаем в Литвиново и т.д.». Вчера, например, сказали: «Сейчас позвоним бандитам, они приедут и всех вас из автоматов положат». В такой стрессовой ситуации приходится работать каждый день.
- В полицию, в суд обращались? – поинтересовалась я.
- В полицию обращаюсь ежедневно, потому что, на мой взгляд, здесь происходит явное нарушение статьи 330 УК РФ «Самоуправство». Обращаться в суд я не могу, поскольку мне неизвестны эти люди. Если бы знал их пофамильно, где они живут, тогда понимал бы, кто будет ответчиком. Но, поскольку у меня такой информации нет, я просто не в силах обратиться в суд.
Виктор АМЕЛЬКИН.
Информация о том, что МАУ «Калугаблагоустройство» претендует только на нижнюю часть рынка, оказалась для меня новостью. Ведь до сих пор городские чиновники говорили, что с 1 ноября торговать можно только под куполом. Наш собеседник вскользь обмолвился, что предпринимателям, торгующим в верхней части рынка, договор аренды вроде как продлили, но попросил уточнить данный момент у Дмитрия Иванова.
Проведите референдум!
Потихоньку к перекрёстку улиц Марата-Достоевского (именно отсюда должен был стартовать рейд) стали подтягиваться предприниматели с рынка.
- Вот этот человек вчера был с господином Ивановым! – зашумели торговцы, показывая на Амелькина.
Впрочем, на тот момент они были настроены ещё более-менее мирно. Пользуясь моментом, рыночники пытались разъяснить журналистам суть своих претензий к горуправе.
- Мы второй месяц пытаемся добиться, чтобы городская управа объяснила, на каком основании она изменила статус назначения земельного участка. Почему власти не провели референдум или публичные слушания? – эмоционально рассказывал предприниматель Евгений САЗОНОВ. – Согласно статье 24 Градостроительного Кодекса РФ («Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учётом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учётом предложений заинтересованных лиц. – прим. Ред.) горуправа обязана была это сделать. Для кого писался Градостроительный кодекс? Почему мы должны доказывать неправомерность действий горуправы?
- Раньше договор аренды между нами и ООО «Калужский рынок» всегда заключался на период с 1 января по 31 декабря, - добавили другие работники рынка. – Потом предпринимателям, торговавшим в нижней части рынка, сделали договор до 25 октября. Резко и неожиданно. Было это 15 октября. У тех, кто работает в верхней части, договоры по-прежнему действительны до 31 декабря.
К слову, это был второй раз, когда мы услышали о делении вещевого рынка на нижний и верхний. Правда, на нашу просьбу показать договоры, в которых прописаны указанные даты, торговцы ответили отказом:
- Да мы уже 100 раз их показывали и в горуправу носили! Надо будет – покажем их снова. Но сейчас у нас с собой ничего нет. Мы же не знали, что вы к нам придёте.
- Сегодня областная прокуратура направила в городскую управу уведомление о прекращении всех операций с этой землёй и требованием приостановить заварку ворот, - сообщил мне ещё один участник схода. – Эти сведения мне предоставил руководитель калужского отделения общественной организации «Опора России» Андрей Морозов.
Позже мы уточнили эту информацию в прокуратуре. Там ответили, что «меры прокурорского реагирования в отношении горуправы на данный момент не применялись».
«Позор!»
Постепенно страсти накалялись. Буря разразилась вскоре после появления Дмитрия Иванова. Реакция предпринимателей на чиновника была, как у быка на красную тряпку.
- Мне лично вчера пшикнули в глаз балончиком! Я два часа ничего не видел! – возмущался один из торговцев. – Объясните, что это такое было?!
- Сумку с собой взял – какой умный сегодня! – срываясь на визг, кричали женщины. – А помнишь, что вчера вечером было? Объясните людям, что происходило? На основании чего вы приходили?
- Женщин били! Привёл с собой боксёрский клуб «Полёт»! Стыдоба! Иванов позорит горуправу!
- Давай-давай, ответь! Позорник!
Напрасно журналисты просили предпринимателей успокоиться и дать возможность Дмитрию Иванову высказаться. В итоге нас обвинили в продажности и предвзятости.
- Почему вы записываете комментарии здесь, а не на рынке? – негодовали торговцы. – Сейчас сделаете свои записи и уедете! А потом покажете то, что надо вам, а не нам! Вы опять пришли чиновников снимать, а не народ!
Закончилось всё тем, что предприниматели встали полукругом за спиной чиновника и начали дружно скандировать: «Позор! Позор! Позор!». Кое-кто из работников рынка попытался даже применить в отношении сотрудника горуправы физическую силу, но начавшуюся было потасовку вовремя остановили полицейские.
Не виноватые мы
Записывать комментарий Иванова пришлось в тихом переулке неподалёку от эпицентра конфликта. По словам председателя комитета, в воскресенье вечером он вместе с коллегами из МАУ «Калугаблагоустройство» пришёл на рынок для того, чтобы «провести там мероприятия по ограничению доступа на данную территорию». Однако его действия вызвали сопротивления со стороны торговцев. На вопрос, почему этой работой нужно было заниматься именно ночью, чиновник ответил:
- Мы занимаемся этим в системе. Мероприятия проводятся и днём, и вечером, и ночью. Незаконные действия не имеют времени суток, согласитесь.
Дмитрий ИВАНОВ.
Обвинения в свой адрес и адрес коллег, касающиеся их причастности к избиению предпринимателей, Дмитрий Иванов категорически отверг:
- Думаю, многие видели видео. Со стороны сотрудников МАУ «Калугаблагоустройство» никаких противоправных действий, тем более, избиений, не было. Более того, скажу, что в данной ситуации пострадали члены административной комиссии, пострадал лично я. Поэтому я не могу сказать, что наши сотрудники проявляли в отношении предпринимателей какие-либо противоправные действия. Может быть, я не за всеми действиями уследил. Но я не верю, что мои сотрудники, а также работники МАУ «Калугаблагустройство» могли применять меры физического воздействия в отношении лиц, которые там собрались.
Поинтересовались мы и личностями мужчин крепкого телосложения, в сопровождении которых пришла на рынок административная комиссия. Торговцы утверждали, что это представители боксёрского клуба «Полёт». Однако, по словам Иванова, речь идёт о работниках ЧОП «Ягуар», которых нанял правообладатель участка – МАУ «Калугаблагоустройство».
Тот факт, что во время ночной потасовки был распылён слезоточивый газ, Дмитрий Иванов не отрицал. Но затруднился сказать, кто мог это сделать.
- Такой факт действительно был. В глаз попала некая жидкая субстанция. Кто это сделал, я не знаю. Но это были не мои сотрудники. У них нет таких средств защиты. Могли ли это сделать сотрудники ЧОПа, не могу прокомментировать.
На вопрос, как будут развиваться события дальше, наш собеседник ответил:
- Будем методично проводить мероприятия по освобождению данной территории от незаконной торговли. Административные комиссии будут ежедневно выходить и пытаться составлять протоколы за незаконную торговлю. Будем пытаться объяснять людям, что есть альтернативные площадки, на которых они могут вести торговлю. Определённый результат этой работы есть, потому что в нижней части рынка предпринимателей намного меньше. И многие из них ведут свою деятельность вполне законно в приличных условиях на тех площадках, которые мы им предоставили. С нашей стороны все действия были соблюдены в полной мере. Мы заблаговременно, 15 июля, уведомили арендатора о расторжении с ним договора. С 15 октября наше уведомление вступило в полную силу, и ООО «Калужский рынок» перестал быть правообладателем данного земельного участка. Параллельно велась разъяснительная работа с предпринимателями о необходимости переселения и ведения торговой деятельности на альтернативных площадках. Были по ним даже некие экскурсии.
Вопрос о том, почему информация о расторжении договора аренды была публично озвучена только в октябре, а не тремя месяцами ранее, остался без ответа. Не получили мы и пояснений по поводу того, почему вещевой рынок оказался поделённым на две части: нижнюю и верхнюю – и действительно ли «верхним» предпринимателям сроки аренды продлили.
- Нет, не смогу объяснить. Не владею данной информацией, - сказал Дмитрий Иванов. – Я как председатель административной комиссии реализую свои права в части незаконной торговли на нижнем участке.
- Так они всё-таки разделены между собой или нет? – уточнила я.
- Сейчас мы занимаемся нижней частью. Потом и верхней займёмся. Работа будет вестись только в крытой части рынка.
- Мы рассчитываем, что данная проблема решится в ближайшее время, и нам всё-таки удастся найти общий язык с людьми, которые занимают сейчас данную территорию незаконно, - уверен Виктор Амелькин. – Я предполагаю, это произойдёт недели через две.
Однако предприниматели сдавать позиции не собираются ни через неделю, ни через две, ни через месяц.
- Пусть суд разберётся, чья эта территория, что законно, а что незаконно, - говорят торговцы. – Мы уйдём, когда нам покажут решение суда.
На вопрос, подали предприниматели в суд или нет, однозначного ответа не услышали. Одни рыночники сказали, что документы были поданы в судебные инстанции ещё в прошлую пятницу. Другие заявили, что это произойдёт в ближайшие дни.
Вместо послесловия
Когда в доме, в семье случаются проблемы, в этом, в первую очередь, виноваты родители, а не расшалившиеся дети. Умные, сильные родители это понимают и решают трудности. Слабые делают вид, что ничего не происходит и всё сваливают на внешние обстоятельства: плохих друзей, Интернет и т.д.
На сегодняшний день тема противостояния рыночников и властей является одной из самых обсуждаемых не только в регионе, но и за её пределами. С чьей-то лёгкой руки конфликт уже окрестили «майданом по-калужски». На этом фоне удивительным выглядит молчание как со стороны областных, так и городских властей. Те упорно обходят стороной эту тему, а планёрки заканчиваются традиционно-банальной фразой: «Критических публикаций в СМИ на этой неделе не было».
Время от времени кто-нибудь из чиновников нет-нет, да бросит реплику о том, что, мол, во всём опять виновата «пятая колонна». Это, конечно, удобная отмазка, потому что кому же охота признаваться в собственных ошибках? Однако факты говорят сами за себя: ни летом, ни в начале осени нигде публично не озвучивалась информация о предстоящем закрытии рынка. Что, впрочем, понятно: страна жила в ожидании выборов в Госдуму, и лишние проблемы властям были ни к чему.
Зато делались другие заявления: о том, что резко закрывать рынок не станут, а будут делать это постепенно. Сейчас власти оправдываются тем, что, мол, они имели в виду крытый рынок, а не вещевой. Однако в лексике самих чиновников термины «купол», «крытый рынок» и «вещевая ярмарка» появились относительно недавно. До этого они пользовались исключительно общей формулировкой: «рынок». Как тут догадаться, что конкретно они имели в виду?
Работников рынка в данной ситуации белыми и пушистыми тоже не назовёшь. Взять хотя бы резко изменившийся градус их требований. Сначала они звучали вполне здраво: «Дайте нам доработать на этом месте хотя бы до Нового года». Теперь: «Рынок должен остаться здесь навсегда».
Чем дальше, тем больше эта ситуация напоминает снежный ком, который обрастает всё новыми и новыми слоями. Каким будет финал противостояния, проявит ли себя власть мудрым родителем, готовым идти на разумный компромисс, а предприниматели – сообществом, способным не только криком отстаивать свои права, но и прислушиваться к чужому мнению, неизвестно. Сейчас в это верится с трудом.
P.S.: На следующий день после несостоявшегося рейда по рынку один предпринимателей, работающих на вещевой ярмарке, предоставил нам копию своего договора с ООО «Калужский рынок». Согласно этому документу, продавец имеет право осуществлять свою деятельность до 31 декабря 2016 года.