Районы Калуги: Бушмановка - тихая жизнь на фоне психушки

Мы продолжаем рассказывать о микрорайонах нашего города.
Елена Французова
16:28 30.09.2016
22 46839

Пожалуй, Бушмановку можно назвать самым известным микрорайоном Калуги. В детстве, чтобы оскорбить одноклассника, достаточно было спросить: «Ты с Бушмановки?». Это сродни вопросу: «Ты ненормальный?». Ведь о том, что именно здесь находится Калужская областная психиатрическая больница, знали и знают все – от мала до велика.

Я до сих пор помню, как ёжилась от мысли, что мне придётся впервые сюда поехать.

Но как только вышла из автобуса, застыла в удивлении от невероятной тишины.

Казалось, что весь городской шум остался где-то позади - за горкой, за площадью Маяковского. Пение птиц, шуршание листвы под ногами и какие-то позабытые запахи родом из детства.

- Да, у нас здесь особенный воздух – чистый, такого уже нигде в городе нет, - объясняет мне местная жительница Людмила. Она согласилась провести для нас экскурсию по микрорайону.

Людмила с родителями, бабушкой и дедушкой переехала в Калугу в начале 90-х годов прошлого века. Семью наличие психбольницы в нескольких шагах от дома не смутило.

- Мы в Крыму жили возле такого же объекта, - говорит Люда.

А вот терпеть насмешки одноклассников ей с сестрой и братом пришлось. На Бушмановке ведь не было – да и сейчас нет – ни школы, ни детского сада.

- Когда мы в школе учились, нам было стыдно, одноклассники подшучивали, к нам некоторые дети боялись приходить в гости, так как нужно было пройти через территорию больницы. Считали, что на них нападут или ещё что-то может случиться. Разные байки ходили.

Хотя случаев нападения пациентов больницы на местных жителей Людмила не помнит. Но встречи с ними происходят.

- Я была студенткой, шла на маршрутку № 77 по полю, сейчас там застроено всё многоэтажками. Вдруг слышу крик: «Девушка, стойте!». Оборачиваюсь и вижу: бегут два санитара, а впереди – мужчина. И несётся он прямо на меня. Тогда в поле прудик небольшой был, ну, я и давай нарезать круги вокруг него. А сама на каблуках, шпильки уходят в землю. Санитары кричат: «Стойте, стойте! Мы его на вас словим!». Но я не остановилась. В итоге он в другую сторону убежал.

Второй случай с Людмилой произошёл около трёх лет назад.

- Июнь. Жара. Я в положении. Выхожу из дома мусор вынести. У калитки стоит мужчина. Из одежды на нём только носки. И он мне говорит: «Дай одежду!». Я забежала в дом. Набрала телефон полиции, объясняю ситуацию. А мне в ответ: «Он вас насилует?». «Нет, и не убивает». «Это не наш случай, звоните на Бушмановку». Я в интернете быстро нашла телефон больницы, звоню. Но и здесь спрашивают: «Он на вас нападает? Нет! Тогда дайте ему одежду и отпустите гулять». В итоге пришлось звонить брату, он его от калитки отогнал.

Да и мы неоднократно писали о беглых пациентах больницы.

Удивительно, но территория этой больницы уже давно является местом, где бродят влюблённые парочки, по утрам бегают спортсмены, молодые родители гуляют с колясками. Здесь же выгуливают собак и играют дети.

Некоторым сотрудникам больницы это явно не нравится. Порой они делают замечания прохожим, а иногда и начинают пускать слухи о том, что на территории можно отравиться газами, которые используют для лечения пациентов.

Но местные жители лишь усмехаются в ответ.

У входа в отделение стоит будка охранника и установлен шлагбаум. Мимо охранника проезжают велосипедисты, проходят бабульки с авоськами – он даже не спрашивает, куда они идут и зачем.

Забор по периметру больницы местами сломан, а местами и вовсе отсутствует. При желании лазейку для прохода можно всегда отыскать. К тому же в психбольницу водят и здоровых детей – психиатр даёт направление в логогруппы.

Практически окно в окно с лечебным учреждением выстроена многоэтажка.

Да и на территории больницы есть несколько жилых домов. Наверное, когда-то их построили для семей персонала, а теперь там живут их потомки. Улица так и называется: Территория психиатрической больницы.

- Нам гулять больше негде, - признаётся молодая мама Екатерина. – Раньше здесь были два яблоневых сада, а теперь на их месте возвели многоэтажки.

Бродить вокруг домов, заставленных автомобилями, родителям не хочется. А на территории больницы как в парке - всегда чисто и тихо.

Единственное правило, которого стараются придерживаться местные, – не ходить в больницу в полдень. Ведь именно в это время на прогулку выводят пациентов.

- Психи здесь тихие, - в один голос заявляют женщины. - На первый взгляд, совершенно обычные, спокойные люди.

Вообще, жители микрорайона знают, в каком корпусе лежат женщины, в каком дети, в каком пациенты, страдающие депрессиями и так далее.

В отдельном здании – практически у входа – клуб, где не только развлекают пациентов всевозможными концертами, но и проводят сеансы гипноза.

- А здесь у них трудотерапия. Бывший руководитель больницы Александр Лифшиц считал, что это способствует выздоровлению. Здесь когда-то делали зеркала, пластиковые крышки на продукт «Рама».

Александр Лифшиц умер в 2015 году. Для Калуги это был человек-легенда. В одном из интервью он рассказывал, что когда он пришёл в больницу, на её территории стояли бараки, больных клали прямо на пол. Ему пришлось полностью её отстраивать.

В 60-е годы прошлого века в небольшую деревню Бушмановка свозили неугодных советской власти людей – диссидентов. Среди них было много всемирно известных личностей. Например, биолог Жорес Медведев. По признанию главного врача психбольницы, основанием для принудительной госпитализации Медведева послужили отрывки из рукописей Жореса Александровича («Культ личности и биологическая наука», «Международное сотрудничество учёных и национальные границы»), с которыми он, главврач, ознакомился и которые «вызвали у него сомнения в психическом здоровье Ж. Медведева». Говорят, что навещал Медведева сам Александр Твардовский.

Вообще, Александр Лифшиц не любил обсуждать лечение диссидентов, считая, что вокруг этой темы много преувеличений.

Одна из «достопримечательностей» больницы - гаражи. Каждый год неизвестные художники меняют «экспозицию».

- Раньше в нашем микрорайоне не было магазинов, а на территории больницы было здание, где мы покупали хлеб. Как оказалось, это ещё и по совместительству морг – соседняя дверь в него вела. Однажды мы увидели, как туда заносили тело, - с ужасом вспоминает Екатерина.

Сейчас на Бушмановке есть несколько сетевых магазинов, аптека. Да и вообще в целом микрорайон полностью изменил свой облик.

Когда-то это был посёлок с двухэтажными домами. Сейчас же здесь выросли, как грибы после дождя, многоэтажки.

- Снесён дом Бушмы – мецената, выделившего деньги на строительство больницы, - говорит Екатерина.

С одной стороны, старожилов нововведения радуют – появляется больше магазинов, ремонтируется дорога, хорошо стал ходить общественный транспорт, с другой – вырубаются деревья, начинают гонять по микрорайону машины.

- Машины носятся, а пешеходных переходов нет, - сокрушается Екатерина. – Хоть бы один сделали. С ребенком страшно дорогу переходить.

Ещё одна проблема микрорайона – отсутствие школы и детского садика.

Раньше на Бушмановке был детский сад для детей сотрудников больницы. Но уже в 90-е годы от него остались только стены.


Остатки детского сада.

- Говорят, садик был очень хороший. Теперь здесь «уютные уголки» для алкашей, - говорит Людмила.

В прошлом году поднимался вопрос о строительстве школы прямо на территории психбольницы. Местные жители уверены, что дальше разговоров дело не пойдёт.

- На территории больницы места нет, - считает Людмила.

Соседство психбольницы со школой людей не пугает. Ведь фактически весь микрорайон построен вокруг лечебного учреждения.

- Вы посмотрите, здесь и так дети гуляют. Если пациенты действительно опасны, больницу нужно вообще убирать, - говорит Екатерина.

Все частные домики действительно как бы огибают больницу. Многие владельцы домов до сих пор не могут оформить права собственности на землю, так как она принадлежит лечебному учреждению.

Бушмановка - микрорайон контрастов. С одной стороны многоэтажки, с другой – частные дома, где в проулках бродят козы, кони и бегают, виляя хвостами, псы.

Гуляя по Новой улице можно дойти до железной дороги. У её края выстроили эко-посёлок.

Правда, пока ни один из домов не заселён.

По железной дороге всё ещё нет-нет да и проедет поезд. Но событие это чрезвычайно редкое. Чаще здесь гуляют с собаками или жарят на обочине шашлыки. Мусор, к сожалению, многие за собой не убирают.

- Я хорошо помню, что в 90-е годы все поля вокруг были засажены картошкой. Бывало идёшь весной или осенью пасти коз, откопал несколько клубней, разведёшь костёр и испечешь…Тогда тоже любили здесь жарить шашлыки, - говорит Людмила. - Как-то мы потеряли козлёнка. Смотрим, стоит мужчина, кормит его прямо из коробки шоколадными конфетами, поглаживает якобы за вымя, приговаривая: «Кушай, кушай, молочка будет много».

Сейчас все поля заросли травой. Идя вдоль железной дороги, можно упереться в ржавые ворота, обтянутые колючей проволокой. Отсюда до 906-й базы рукой подать.

- В детстве мы дразнили солдата: «Перелезем через забор, ты нам ничего не сделаешь». А он нам отвечал: «А вы попробуйте!». Один мальчишка попробовал, в него выстрелили солью, - вспоминает Екатерина.

- А здесь у нас дамба и «чёртова» гора, с которой мы зимой катаемся, - говорит Людмила.


Река Киёвка.

Недалеко в чистом поле стоят полусгнившие турникеты, а рядом за воротами – коттедж.

Бушмановка известна не только больницей, но и прудом. Правда, в этом году он утёк «сам по себе». И восстанавливать его, увы, никто не собирается.

А когда-то на пруду рыбачили, катались на самодельных плотах и купались. Но со временем люди его захламили. Теперь пруд остался лишь на старых фотографиях.

В целом микрорайон производит очень приятное впечатление – тихое место в 15 минутах от центра города. А психбольница – связь между настоящим и прошлым.

Фото автора.


Лента настроения
32 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 22 комментария
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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