Фоторепортаж: изнанка Калуги, или 8-километровая свалка в центре города
Мы продолжаем нашу рубрику «Районы, кварталы». На этот раз отправляемся на Окскую железнодорожную ветку. Напомним, что участок от Болдина до Билибина собираются превратить в новую улицу.
Ещё год назад наши читатели сообщили о том, что Окскую ветку начали разбирать.
- Вот и конец ветки, которая проходит через весь город и прожила более 100 лет, - сокрушался VINTos. - Была построена в 1908 году.
На форуме VINTos собрал интересные факты из её истории:
- Первый раз Калужско-Окская ветвь была построена в далёком 1874 году Обществом Ряжско-Вяземской железной дороги, одновременно с магистральным ходом Вязьма – Калуга – Тула – Узловая – Павелец. Однако уже в 1882 году ветка была закрыта из-за нерентабельности и разобрана. Но через четверть века (в 1908 году) ветвь была выстроена заново. Теперь она называлась просто «Окская ветвь» (длина составляла 7 вёрст 258 саженей) и примыкала к станции Калуга Московско-Киево-Воронежской железной дороги. В 1992 году ветка из главных путей была переведена в подъездной путь, а станция Калуга-Ока-Пристань закрыта. Из детских воспоминаний: в первый мой приезд с родителями в Калугу в 1980 году запомнил автоматические шлагбаумы на пересечении ветки и улицы Ленина.
Вооружившись этой информацией, мы отправились на фотоохоту за Окской веткой. Начали её с улицы Билибина. Казалось, мы попали в фильм Тарковского «Сталкер». Серое, нависшее над головой небо только усиливало это ощущение.
Ржавая ракета из счастливого советского детства, рельсы и полусгнившие шпалы, утопающие в грязи. Пёсики справляют нужду, а хозяева об рельсы тушат окурки. Кругом валяются пакеты, бутылки, остатки еды и фекалии.
- Что вы тут снимаете? – с негодованием подошёл к нам мужчина, выгуливающий собаку. – Смотрите, чтоб моё лицо нигде не мелькнуло.
- Да не построят тут ничего. Лучше бы субботник здесь провели, - сказал задумчиво незнакомец и побрёл дальше с собакой.
Не успел уйти один собачник, тут же появился другой. Казалось, участок железной дороги на Билибина превратился в огромный лоток. Здесь не стесняются справлять нужду дворняги и псы голубых кровей.
Довершают унылый пейзаж гаражи. Они то тянутся дружным рядом, то стараются наскочить один на другой.
Примечательно, что вдоль всей железнодорожной ветки постройки пестрят всевозможными надписями и граффити.
Но это не традиционные три буквы, а признания в любви.
Странно, что подобные пейзажи могут пробудить романтику.
Незаметно мы оказались на улице Ленина - в районе сквера 50-летия ВЛКСМ.
После «вышитых домов» показались жёлтые малоэтажки, украшенные шинами, типичный - ЖКХ-стайл.
Несмотря на то, что весной шпалы становятся такими скользкими, что с каждым шагом думаешь лишь о том, как бы не подвернуть ногу, дорога пользуется спросом. Жизнь здесь кипит. То школьник пробежит с портфелем, то пожилая женщина с котомкой.
К сожалению, некоторые калужане здесь помечают территорию, оставляя аккуратно завязанные пакеты с мусором.
Единственные, кто этим возмущён – прилетевшие грачи. Они сидят на деревьях и осуждающе кричат.
Неожиданно серенькие многоэтажки обрываются, и мы оказываемся в Резервном переулке. Кажется, что здесь железная дорога разделяет два мира. С одной стороны - промышленные здания, котельная, с другой - респектабельные дома.
Коттеджи прячутся от промзоны за деревьями и высокими заборами.
Но если здесь действительно появится двухполосная дорога, спокойной жизни их обитателей придёт конец.
Коттеджи сменяются заброшенной двухэтажкой.
Она сиротливо смотрит на дорогу разбитыми и заколоченными фанерой окнами. Её соседка кажется не менее унылой, хотя в ней всё ещё живут люди.
Одна из «достопримечательностей» Окской ветки – любители спиртного. Они выглядывают из любого закоулка, гаража. А летом и сама железная дорога превращается в площадку для бесконечных попоек.
Резервный переулок активно застраивается.
Старые деревянные дома с резными наличниками уступают место «замкам».
Новые дома лепят на каждом свободном клочке земли. Некоторые смотрятся нелепо – длинные строения, зажатые между покосившимися ветхими избушками.
Улица Баррикад встречает нас новостройками и гаражами, утверждающими, что центр города именно здесь.
Хотя, глядя на бетонные заборы, кажется, что мы оказались на окраине.
Настоящая изнанка Калуги.
Даже новостройки отсюда смотрятся совсем иначе.
С пригорка улица Подгорная видна как на ладони.
Она всем своим видом показывает, что Калуга – город контрастов.
Улицу Подгорную «разрезает» улица Маршала Жукова.
После этого железная дорога начинает тянуться по улице Стеклянников Сад.
- Хорошо у нас в деревне, - заявляет нам местный житель. – Такого вы в городе не увидите! Вон у нас какие курочки.
За забором в подтаявшей земле копошится домашняя птица.
Мужчина рассказывает, что раньше здесь поезда ходили часто, а теперь - раз в неделю.
- Металл там какой-то возят, - говорит он.
Жителей улицы не радует перспектива оказаться на обочине магистрали.
- Да кто нас спросит! Уже, небось, всё решили.
Частные домики на улице соседствуют с дачными постройками...
... и огромной свалкой, которую организовали сами жители. Видимо, им нравится это лицезреть.
За улицей Стеклянников Сад железная дорога начинает троиться и петлять как змея.
Вид был бы совсем унылым, если бы не редкие прохожие да ободряющие надписи на гаражах.
Женщины и мужчины пользуются рельсами, как просёлочной дорогой.
Буквально за несколько часов мы пешком обошли все центральные улицы города и оказались на Киёвке. Если здесь появится дорога, то она действительно облегчит жизнь автомобилистам – из точки А в точку Б можно будет быстро попасть. Правда, в связи с нынешней экономической ситуацией, складывается ощущение, что о дороге в ближайшие лет 5 можно забыть. А значит ветка будет продолжать зарастать бурьяном и покрываться мусором.
Фото: Светлана ТАРАСОВА.