Жизнь в хлеву: «пластилиновый замок», сайдинговые «курятники» и суп с кирпичами
Мы продолжаем рассказывать о районах нашего города. На этот раз отправляемся в район улицы Бутома.
Побродив между одинаковыми пятиэтажками, замечаем целый район, застроенный яркими домиками. Они отливают всеми цветами бензина: от ярко фиолетового до розового.
Прям не Калуга, а маленький кусочек Голландии. Внешний вид домов поражает – уж очень они похожи на амбары с надстроенными из сайдинга курятниками.
Приглядевшись, понимаешь, что над старенькими домиками пристроено несколько этажей.
Издалека напоминает избушку Бабы-Яги, только вместо куриных лап – колонны.
Ни у одной такой многоэтажки нет двора, некоторые подъезды прямиком выходят на дорогу. Из окон открывается неприглядный вид на промзону.
За рядом ярких домов стоят привычные послевоенные жёлтенькие двухэтажки.
А между ними «пластилиновый замок».
Две старенькие двухэтажки «взяты под арест» - окружены серыми бетонными колоннами с торчащими кусками арматуры.
- Балконов у нас раньше не было, несколько лет назад их сделали, потом застройщик обанкротился, и дом бросили, - объясняет местная жительница.
С 2007 по 2012 год в этом районе активно шла «реконструкция» ветхих двухэтажек. Руководитель ООО «Мансардастрой+» Павел Берковский собирался «превратить» старые двухэтажные дома в современные комфортабельные четырехэтажные здания. За то, что жители позволяли над своими домами надстроить два дополнительных этажа, им обещали в подвале поменять коммуникации, застеклить квартиры пластиковыми окнами, отремонтировать лестничные пролёты, сделать балконы. Поскольку капитального ремонта во многих домах не было со времени их постройки – 50-х годов, жители, не задумываясь, согласились.
– У нас большие планы по застройке микрорайона в границах улиц Московская – Бутома – Инженерная – Переходная, - рассказывал в 2009 году руководитель организации. - При поддержке властей мы готовы реализовать этот проект в ближайшее время, и тогда многие калужские семьи будут жить в комфортабельных домах, не вложив в улучшение своих жилищных условий ни копейки. Плюс к тому десятки калужан смогут купить новые квартиры в реконструированных домах на двух верхних этажах. Это жилье мы продаем по доступным ценам — на 25-30 % ниже цен, существующих на калужском рынке недвижимости. В феврале 2008 года наша организация защитила градостроительный проект по застройке этого микрорайона. Согласно плану, работы по реконструкции домов должны быть выполнены в течение пяти лет.
Правда, потом выяснилось, что разрешение на строительство никто не давал. А значит, мансарды являются самостроем. Как в течение 6 лет практически в центре города самовольно велась застройка целого микрорайона, остаётся только гадать. В 2012 году застройщик, не доделав 7 домов, исчез со стройплощадок.
При этом жители дома №3 по улице Переходной в прямом смысле слова остались без крыши над головой. Её сняли, чтобы надстроить два этажа. Многочисленные обращения в управляющую компанию, к чиновникам и депутатам никаких результатов не дали. В отчаяние калужане написали в программу «ЖКХ» на Первый канал. И только после этого над их домом появилась крыша.
- Сейчас крышу сделали, ничего не течёт, - рассказала нам жительница дома Татьяна Васильевна. - Мы ещё по-царски живём.
Во время съёмок передачи чиновники расписались в своём бессилии. Они признали, что строительство ведётся незаконно, что о нём им хорошо известно, но никаких мер вовремя не предприняли.
- Пришла фирма, которая зарекомендовала себя с хорошей стороны, – сообщил тогдашний начальник управления ЖКХ Калуги Валентин БЕЛОБРОВСКИЙ. - Порядка 5 домов отреконструировала по такому проекту. От жильцов никаких обращений не было. Работы велись планомерно… В 2011 году, когда на дом выходила компания застройщика, все жильцы проголосовали единогласно.
Сам застройщик заявил жильцам на камеру, что ему и не нужно разрешение от властей, чтобы вести строительство.
Жительница двухэтажки №5 по улице Переходная Татьяна Ивановна, чей дом также не успели «реконструировать», считает, что им просто не повезло.
- С 2011 года мы так мучаемся. У нас застройщик только успел поменять деревянные лестницы в подъезде. А в некоторых домах и окна поменяли, и трубы. Год назад на нас выходила ещё какая-то фирма, предлагала другой вариант – над нами надстроить 2-4 этажа, нас в них переселить, а нижние этажи потом снести. Но мы уже всего боимся, не согласились. Дом на глазах рассыпается. С конца 2014 года он признан аварийным.
Поднимаемся в жёлтенький дом №6 на улице Инженерной. Вот уже 7 лет люди, купившие два надстроенных этажа, ведут здесь строительство. Застройщик не успел сам сдать новые квартиры.
- Готова на что угодно поменяться, чтобы тут не жить, - честно признаётся жительница старенькой двуэтажки с мансардой Наталья.
Из жильцов, согласившихся на «реконструкцию», в доме остались лишь она, да ещё три соседа. Все остальные в спешном порядке сдали свои квартиры и выехали.
- Страшнее всего было, когда застройщик снёс крышу и у него закончились деньги. В итоге вместо крыши нам просто положили целлофановые пакеты. Как раз тогда начались дожди, квартиру стало заливать. Мы поднимались наверх с вёдрами и с пакетов сливали воду. Год вода текла сквозь плафоны, а весной на кухне рухнул потолок.
- Есть опасение, что нас снова может затопить, - продолжает Наталья. - Главное, чтобы потолок не рухнул в спальне, иначе нас во сне убьёт кусками штукатурки. Застройщик нас бросил, пришлось за свой счёт ремонтировать балконы. А крышу ремонтировали те, кто купил квартиры. Управляющая компания пытается от нас отказаться – мы проблемный дом, непонятно что над нами возведено. Когда была течь, нам говорили - это постройка не наша и чинить мы её не будем. Застройщик над нашими вытяжками поставил железную балку. В итоге вытяжка перестала работать, 28 декабря газовая компания перекрыла в нашем доме газ. Мы не могли пользоваться ни газовыми колонками, ни газовыми плитами, пока не переделали вытяжки. А городские власти заявляют, что мы сами виноваты, что согласились на эту аферу.
Сейчас над Натальей на двух этажах идёт ремонт. Люди уже несколько лет пытаются достроить свои квартиры. Сначала старые жильцы ругались с новыми, но потом сжалились. Ведь и они стали заложниками ситуации. Хотели купить полноценное жильё подешевле, а в итоге отдали деньги за воздух.
Между старым домом и новыми этажами проложен технический этаж. Через него проходят и стыки водопровода, и канализация. Если её прорвёт, фекалиями затопит нижние этажи.
Сами квартиры напоминают курятники: стены тонкие, вряд ли утеплитель спасёт от морозов.
Крышу новым жильцам уже приходилось дважды переделывать - текла. Но они не отчаиваются.
Многие уже установили двери и повесили замки.
Рабочие трудятся, не покладая рук.
А старожилы зорко следят, чтобы тающий снег, который сквозь балконные двери струйками стекает в новые квартиры, не привёл к потопам в их доме.
- Мы стали последним экспериментальным домом, был ещё вариант – надстроить мансарды на Телевизионной, - говорит Наталья.
В 2015 году суд вынес приговор руководителям компаний «ООО СК «Мансардастрой плюс» (впоследствии переименованная в ООО «СК «Мезонин»). Общая сумма ущерба составила свыше 157 миллионов рублей. Суд приговорил генерального директора ООО «СК Мезонин» к четырем годам лишения свободы в колонии-поселении. Бывшему директору ООО «Мансардастрой плюс», с учетом личности и активного способствования расследованию, назначено наказание в виде трёх лет лишения свободы условно с испытательным сроком три года. При этом они должны компенсировать ущерб.
Ни один чиновник не понёс наказания. К слову сказать, за время строительства мансард над двухэтажками, в Калуге сменилось несколько городских глав, не говоря уже о руководителях управления ЖКХ.
Впрочем, нашлись в микрорайоне жильцы, которые напрочь отказались от мансарды над своим домом. Однако жизнь их от этого лучше не стала.
- Хотели над нами надстраивать. Но тогда мы просто рухнем. Дом к этому не приспособлен, - уверена жительница дома № 6 по улице Бутома Галина Николаевна КОЛГАНОВА. - Этот дом рушится, валится, какие тут надстройки. Пять домов сделали для рекламы, и нам лапшу на уши вешали: «Вы хотите красиво жить? Вы хотите жить хорошо?». Но внутри-то ничего не делается. Делаются только верхние этажи. Как мы жили в таком бомжатнике, так мы и будем жить в бомжатнике. А ещё у города жилья нет, чтобы нас расселять, и латать наш дом не хотят.
Свою двухэтажку жильцы называют хлевом. Хотя у животных, пожалуй, куда лучше условия. Проводка в подъезде периодически искрит, штукатурка сыплется, стены преют и покрываются плесенью, полы местами полностью сгнили..
Крыша течёт. Куски кирпичей не раз падали в готовящийся на плите суп.
- Мы мёрзнем, спасают только обогреватели, в морозы в комнате 14 градусов тепла, стены от плесени все зелёные, одежда в гардеробе отдаёт сыростью, - рассказывает местный житель Сергей.
А в квартире №13 потолок и вовсе рухнул. В испуге хозяйка съехала.
- Звоню в ЖКО, говорю: «Ребёнок спит с корытом в обнимку, на голову ему всё капает». Никакой реакции, - продолжает Галина Николаевна.
Чиновникам жители отправляют письма с фотографиями.
Переписка с различными инстанциями длится уже почти 10 лет. Толку никакого. За это время жильцы своими силами латали крышу, штукатурили стены, но поскольку дом старый и ветхий, он нуждается в капитальном ремонте.
В комнате старшего сына Галины Николаевны недавно по стене вновь поползла плесень.
- Помню, только я повесила на балкон вещи, часть его рухнула, это хорошо, что я успела закрыть дверь, а то полетела бы вниз.
Дом когда-то был общежитием.
Туалет остался общим. В дождь в него можно заходить только в галошах и с зонтиком - на полу болото, с потолка льёт.
- Вот в каких мы халупах живём, - возмущается Татьяна Афанасьевна ЛИСКСЮНИНА.
- Последний раз ремонт в доме делали, когда моему ребёнку было 8 месяцев, сейчас ему 27 лет, - добавляет Галина Николаевна.
В это время пришли представители жилинспекции. Жильцы им сообщили, что батареи снизу тёплые, а вверху ледяные.
- Да ваш дом давно пора сносить, - заявляют те в ответ.
- Мы писали, чтобы дом признали аварийным. Одно время говорили, что дом признан аварийным, а сейчас нам заявляют, что документы потеряны, - негодуют жильцы.
Сегодня им предлагают за собственный счёт провести независимую оценку дома. Но живут в нём в основном пожилые люди, у которых каждая копейка на счету.
- Переселить бы сюда всё жилищное управление с чиновниками на недельку, посмотрели бы, как мы живём здесь без отопления, без воды! Женщинам, чтобы постирать бельё, приходится кипятить воду! – восклицают люди в сердцах.
Старенькая двухэтажка всем своим видом говорит о ветхости, надстроенные дома с мансардами выглядят ярко и заманчиво, но насколько они безопасны? Раз никто не давал разрешение на строительство, значит, никто не оценивал и качество работ. Где гарантия, что однажды этот самострой не рухнет?
UPD. После публикации статьи свой комментарий дала пресс-служба городской управы:
- Два недостроенных дома входят в план развития территории. Как только появится инвестор, будет решаться вопрос об их дальнейшей судьбе.
Фото: Светлана ТАРАСОВА.