Скульптуры Калуги: стёб над жадностью, или как вахтёр «сыграл» Циолковского

Калужский художник Светлана Фарниева рассказала о своих работах.
Елена Французова
14:55 20.02.2016
12 18335

На прошлой неделе в тайм-кафе на улице Театральной лекцию читала художник Светлана ФАРНИЕВА - автор многих городских скульптур Калуги. Её можно считать в этом деле первооткрывателем. Ведь до её работ в областной столице были лишь монументальные скульптуры а-ля памятник Кирову и Ленину.


Светлана Фарниева в своей мастерской.

Лекция была больше похожа на дружескую беседу. Светлана откровенно рассказала о том, как рождаются скульптуры, с какими трудностями приходится сталкиваться в процессе работы над ними, и даже немного приоткрыла тайны литейного процесса.

Работы Светланы можно увидеть по всей области. Но известна скульптор стала именно благодаря памятникам в Калуге.

Первой работой был «Памятник театральному зрителю», установленный возле драмтеатра в 2008 году.

- Для меня Девушка с билетиком – это счастливая рука судьбы. Если честно, изначально я сразу представила себе мужчину- театрала. Сделала несколько вариантов, но выбрали вот такой.

До этого Светлана не работала с бронзой. Поэтому не ожидала, что материал со временем даст усадку - Девушка стала более хрупкой и миниатюрной.

Скульптура вызвала небывалый интерес у калужан. Каждый желал с ней сфотографироваться, а в её сумочку на счастье положить монетку. Любители экстравагантных фото атаковали памятник в вечернее и ночное время. Сторожа не успевали их отгонять.

Но со временем к памятнику привыкли, к тому же в городе стали появляться новые скульптуры.

По-настоящему ударным для Светланы стал 2011 год. Она еле успевала выполнять заказы.

Тогда же появилась, пожалуй, самая неоднозначная калужская скульптура – «Денежный мешок». Его установили 1 апреля.

Открытие скульптуры.

- Это был стёб над людской жадностью. Хотите денег – нате. Жаль, что умные люди этого не увидели. Ценность не в деньгах, это же и ежу понятно. Мешок оказался для меня счастливым - волшебным. После буквально посыпались разные предложения. Говорят, что того, кто мешок потрёт или на него присядет, ждёт финансовое благополучие. Этот ритуал придумал директор драмтеатра – Александр Кривовичев. И он действительно работает.

А  вскоре на Театралке поселился сам Константин Циолковский. «Грезы о небе» - одна из любимейших скульптур у калужан.

– Времени для её изготовления было в обрез. Мы поняли, что лепить велосипед нет никакой возможности, надо было найти какой-то старый велосипед, который можно использовать – с него сформовать. И мы нашли очень похожий на велосипед учёного, у Циолковского был в принципе такой же, только чуть-чуть другой руль – более изогнутый. А для того, чтобы сформовать велосипед, нужно исходный разобрать по винтикам. И владелец велосипеда это нам позволил. После всех манипуляций краска на велосипеде попортилась, он потерял 50% от своего товарного вида. А потом выяснилось, что это первый и единственный велосипед того человека, который нам его предоставил.

Калужане любят фотографироваться с этой скульптурой.

Кстати, сразу несколько натурщиков позировали для будущей скульптуры учёного. Среди них были вахтёр «кулька» и актёр калужского драмтеатра.

- Актёр Михаил Пахоменко в своё время играл Циолковского, у него даже сохранились соответствующие костюмы. Для нас он перемерил несколько. Самый лучший – длинная рубашка – толстовка. Мы её в итоге и использовали. Стали думать, что сделать, какую позу ему принять - на стуле сидеть не годится. Нашли где-то за кулисами велосипед без переднего колеса, поставили  на подпорку.

Отсняли позировку на фотоаппарат. Актёр стоит, я ему говорю: «Представьте, что учёный уже старенький». И  у него раз - и ноги подогнулись. Очень много интересных поз у актёра нашлось – пригодятся для других скульптур. Он в роль здорово вжился.

Скульптуру изготовили в Москве. Перевозили в грузовой машине с открытым верхом. Москвичи, хоть и не признали учёного, но бурно на скульптуру реагировали.

- Водители тормозили рядом с нами, открывали окна, махали, все очень радовались. На автозаправках к нам даже подходили и спрашивали: «Почём? Давай мы его у тебя купим!».

У калужан работа такую реакцию не вызвала.

- Только девчонки на Северном удивились, когда мы проезжали мимо.

22 июня 2011 года на аллее, ведущей к площади Победы, появился бронзовый ветеран. Прототипом стал житель Кондрово Петр Федорович Филиппенков. В годы войны он был танкистом.

- Для чего прототип берётся? Лицо, в принципе, можно придумать самому - это меньшая из проблем. А придумать складки на одежде практически нереально. Если всё это брать из головы, получится болванчик. Лучше жизни ещё ничего не придумано. Для мешка у нас тоже был натурщик - настоящий мешок. Художник не должен врать… Пётр Фёдорович - кадровый военный, после войны служил в самых горячих точках. У него и сейчас осталась выправка военного человека. Скульптура ему понравилась.

Помня о том, что бронза со временем даёт усадку, скульптуру ветерана сделали чуть крупнее оригинала.

- Мы всё время спорим с архитектором Александром Курцом. Он считает, что скульптура должна возвышаться над человеком. Кстати, мы заметили, что окружающая среда очень съедает силуэт скульптуры. Одна из моих последних работ – памятник известному врачу Святославу Фёдорову.

Несмотря на то, что размер скульптуры два метра, она не смотрится большой. Ведь стоит на открытом пространстве. В жизни же Фёдоров был невысоким человеком.

Иногда в процессе работы Светлане приходилось срочно вносить изменения в скульптуру. Так, постамент, на котором должен был стоять памятник матери, уменьшили в два раза, на Факелоносца комиссия решила надеть трусы и поменять факел в руках.

Не всегда отлитые части скульптуры при сборке совпадают, порой они вообще принимают в печи совершенно не те формы, что хотел автор.

- На скульптуре Циолковского швы до сих пор видны, надо было её тёмной делать. Не все части изначально состыковались: плечи не совпадали, спина - здесь, а лопатки – там. Приходилось резать,  переделывать вручную.

Левая часть арки, украшающей памятник матери, отличается от правой. Кузнец выковал её иначе, чем задумала Светлана.

 – Одно дело эскиз принести, а другое – сделать по эскизу. До открытия памятника оставались считанные дни, звонят из кузни: «Приезжайте, что-то нам не нравится арка». Видим, стоит площадка, а на ней в ряд 5 мётел, каждая - по 4 метра в длину. А должны быть веточки, переплетающиеся между собой. Пришлось перековывать, переделывать, как мы не бились, арка получилась немного корявая.

- Рыбку не в тот «бассейн» воткнули, Факелоносца не там поставили, - признаётся скульптор.

Рыбка была изготовлена для другого фонтана, о Рыбаке тогда и речи не шло. В итоге Рыбак и Рыбка получились несоразмерными. Ведь делали их разные авторы.

- Факелоносца изначально хотели поставить напротив Детского мира. А затем сказали: «Туда нельзя, это аллея ветерана. Никаких олимпийцев быть не должно». Мы предлагали установить скульптуру на аллею на улице Степана Разина. Но поставили её на площадь у дома Шамиля. Факелоносец там не смотрелся – штырь, а на ней лепёха такая.

История о том, как на Факелоносца надели трусы и заменили ему факел, сейчас воспринимается как анекдот.

- У нас была запланирована лента, прикрывающая наготу. Но самое смешное - не трусы, бог с ними, а замена факела.

Изначально Светлана сделала факел в стиле летних олимпийских игр, но его попросили заменить на факел зимней олимпиады. А потом оказалось, что чиновники не получили разрешение на использование олимпийской символики. В итоге вернули первоначальный вариант, а самого олимпийца сослали на Правый берег.

Светлана считает, что лучшая работа у неё ещё впереди. Пока «заморожен» проект памятника поцелую – нет денег.

- Монументальными памятниками мы пресытились, они стандартные, с ними работать скучно… Смотришь в других городах - чего только нет. В  Испании скульптур больше, чем людей. Интересно когда скульптуры разные, выполнены в разных стилях и направлениях.

Фото из архива «Калужского перекрёстка».


Лента настроения
12 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 12 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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