Районы Калуги: советские панельки с языческими мотивами
О калужских пятиэтажных панельных домах, построенных ещё в прошлом веке, мы не раз писали и, как правило, в негативном ключе. Ведь это жильё вряд ли можно назвать комфортным – низкие потолки, крохотные кухни, плохая шумоизоляция. Многие пятиэтажки давно отметили 50-летний юбилей, а самым юным из них далеко за тридцать. Зачастую состояние этих строений оставляет желать лучшего.
К тому же считается, что такие панельки только уродуют облик города своим типовым, безликим видом. Хотя некоторые дома изначально являются настоящими произведениями искусства. Чтобы заметить это, надо к ним повнимательнее присмотреться.
Улица Герцена, 31.
Торцевые стенки облицованы керамической плиткой, которая собирается в причудливые узоры - всадники, деревья, цветы, сказочные птицы и девушки. Отличительная черта этих рисунков - чёткие геометрические формы, напоминающие вышивку. Мы уже рассказывали о том, что традиционная калужская вышивка отразилась на облике деревянных домов. Связь времён не прервалась и с появлением массового многоэтажного строительства. Краеведы считают, что в этом заслуга главного архитектора Калуги - Павла Тимофеевича Перминова, вступившего в должность в 1964 году, а также архитекторов Мира Поляничко и Евгения Киреева. Ну и конечно – Маргариты Гумилевской – мастера народной вышивки. Она собирала орнаменты традиционной тарусской вышивки и привнесла в неё новые элементы.
Так выглядел дом на Суворова, 147. На стене — ромашки. К сожалению, рисунок до наших дней не сохранился. Фото из книги М. В. Фехнер «Калуга».
В итоге на советских постройках появились традиционные языческие мотивы – женщины, водящие хоровод, мужчины в виде всадников, сказочные лошади-драконы и деревья. Да и цвета для такого декора изначально были подобраны соответствующие - красно-оранжевые. Позже к ним добавились и другие оттенки.
Ленина, 43.
Правда, к изображению «героев» вышивки авторы подошли творчески. Так, традиционные павы превратились в голубей - символов мира.
А на этом доме по улице Ленина, 38 без труда угадывается фрагмент вышивки полотенца Тарусского уезда XIX века.
Такие же узоры встречаются и в вышивках Перемышльского уезда. На них изображена пава – птица с пышным хвостом. Круглые завитки на концах перьев напоминают павлина.
К сожалению, внешний вид ряда домов в последнее время сильно изменился. Но на «вышитом» доме на Ленина, 37 ещё можно прочесть узор – фрагмент крестьянской свадьбы, так называемые «почестные» - привоз приданного невесты и приезд её родителей в дом жениха после венчания. Изображалось это в виде двух всадников с приданым и танцующей женщины с цветами в руках. Характерная особенность таких вышивок – сундук с приданым невесты под ногами коня.
Так это выглядело изначально.
А так выглядит сейчас.
Карла Либкнехта, 17.
Один из традиционных мотивов вышивки - изображение женщины. Её называли и «бабой», и «куколкой». Она символизировала и Великую Богиню жизни, и Плодородие.
Здесь она изображена с «деревом жизни».
Улица Ленина, 35.
Издалека кажется, что на доме «нарисованы» павлин и… редька. По крайне мере, таково было моё первое впечатление.
Здесь пава не с распущенным, а с поднятым хвостом, больше напоминает петушка. Птица в вышивке символизировала тепло, свет, сулила урожай и богатство. Но вместе с тем в образах птиц изображали и души умерших.
Рядом с птахой сказочное растение, напоминающие и дерево, и цветы в вазе. Узор, составленный из цветов в вазоне, калужане называли «банки».
На Ленина, 37(а) изображены сказочные крылатые существа – зооморфные мотивы коней-драконов.
Однако нынешнее состояние рисунка не позволяет детально рассмотреть их.
Самый характерный рисунок, встречающийся на большинстве калужских «вышитых» домах, – восьмилепестковая розетка – специфический солярный знак, означающий одновременно солнце и огонь. Часто встречается на полотенцах в XIX веке.
Ленина, 22
Этот дом был бы похож на остальные, если бы не рисунок, напоминающий стежки, а рядом с ним герб Калуги.
Но вместо традиционной короны здесь изображён спутник.
9-этажка на Кирова. К эстафете олимпийского огня её «обновили» - теперь уже не увидишь того, что на фото.
Позже мотивы вышивки стали появляться и на панельных 9-этажках. Но, глядя на них, не замираешь от восторга, гадая, что же изображено. Дальше восьмилепестковых розеток зодчие 80-х не пошли, а жаль.
Калужские архитекторы 60-70-х годов доказали, что стандартная панельная «хрущёвка» может стать произведением искусства и многое рассказать о жизни наших предков, но лишь тем, кто захочет прочесть эти послания.
Фото автора и с сайта ethnonow.ru, russiank.ru.