Исчезающая Калуга: прогулка по остаткам деревянного города
Когда-то наш город был полностью деревянным, а сейчас остатки этого строительства – редкие жемчужины в каменных джунглях.
Дома Толмачёвых, Толстых, Дом мастеров в центре города и небольшие покосившиеся избушки на окраинах - в переулке Тульском, улице Широкой, Труда... Резные наличники, пилястры, балкончики, слуховые окна, карнизы, дубовые ворота и крылечки – от всего этого веет не только стариной, но и каким-то невероятным теплом и светом, как будто эти здания живые.
Дом с балконом, улица Широкая, 45.
Переулок Лаврентьевский, 22.
В Тульском переулке сохранилось несколько домов начала XX века с ажурными крылечками.
- Хозяин сам рубил избу или нанимал рубщиков, - рассказывает методист Дома мастеров Людмила КАПИТОНОВА. – Чтобы дом выглядел нарядным, на нём долотом, стамеской и пилой вырезались причудливые узоры. Такое строение было своеобразной крепостью, ограждало хозяина не только от холода, но и от тёмных сил.
Каменное строительство на Руси началось в XVI веке - при Иване Грозном.
- Когда лес был дорогой, строили из камня. Но камень не любили, говорили, что в таком доме плохо дышится, - рассказывает реставратор, сотрудник Краеведческого музея Сергей КОЛОБОЛОЦКИЙ.
Деревянные дома горели, как спички.
- Был издан указ: делать каменные палаты, - отмечает Людмила Капитонова. - Избы деревянные остались, но и их поставили на каменное основание.
- Дома стали строить на подклети - цокольный этаж, а вверху сруб.
При этом каменный нижний этаж использовали для хозяйственных нужд, а жили на верхнем деревянном.
На улицах Королёва и Пухова всё ещё стоят такие каменно-деревянные домики.
Улица Королёва, 8.
Улица Пролетарская, 104.
Дом купца Цыплакова, улица Кирова, 45.
Королёва, 65.
Калужская городская застройка имеет свою специфику. Поскольку в городе земли было немного, дом красной линией сразу выходил на улицу, тогда как в деревнях до сих пор обязательно перед избой должен быть палисадник. Ещё одна местная особенность – высокие глухие заборы с воротами под навесом и с калиткой.
Такие высокие и глухие заборы характерны для Калуги. Улица Тульская, 36.
Октябрьская, 16.
Ворота, улица Циолковского, 1.
- Как правило, во дворе было очень мало построек для скота, - добавляет Сергей Колоболоцкий.
Внешний вид дома многое мог рассказать о его владельце.
- Прежде всего он показывал, хозяйственный тот или нет, больной или здоровый, а может быть лентяй или пьяница. Дом у бедного, не располагающего средствами человека, был сделан из более тонких брёвен, - рассказывает заместитель директора Музея ремесла, архитектуры и быта Владимир ТКАЧЕНКО.
При этом избы «подгонялись» под размеры будущих жильцов.
- У нас была своя система длин – русские сажени. Их всего 14, - продолжает Владимир Александрович. - Приходила бригада плотников, старые мужики и бабы определяли: дому стоять здесь, это благодатное место. Ведь неслучайным образом ставили избы, обратите внимание: вроде бы прямая улица, а дома на ней чуть-чуть пляшут. С хозяина и хозяйки снимали мерки, допустим, глава дома – это маховая сажень. И только затем приступали к работе. В итоге в такой избе была особая атмосфера, ведь создавалась она для конкретной семьи.
Улица Достоевского, 6.
Улица Широкая.
Улица Тульская, 40.
В нашей области был распространён такой обряд: когда строился дом, в центр клали дубок, а в угол - монеты. Смысл этих действий затерялся в веках.
- А в Калуге при строительстве в угол дома закладывали череп барана или быка - чтобы зло не проникло. Иногда череп вешали на изгородь, - рассказывает директор Музея ремесла, архитектуры и быта Людмила ФЁДОРОВА.
Первой в дом запускали кошку: она отгоняет всё плохое. Невесту нужно было обязательно внести в дом, тем самым подчёркивая, что она не гостья, а хозяйка, которая была здесь всегда, ведь порога она не переступала.
Людмила Фёдорова отмечает: всё в русской избе что-то символизировало – от наличников до входных ручек. Нужно лишь уметь эти знаки читать. С помощью архитектурной резьбы люди просили процветания своей семье, плодородия земле и т.д.
- Окна – это глаза дома. И мало ли какой человек посмотрит в избу, пусть лучше он взгляд бросит на наличник, - объясняет методист Дома мастеров Людмила Капитонова. – Кроме того, если в доме была незамужняя девушка, для свахи на окно ставили куклу в красном одеянии, с формами женскими, нарочито выпуклыми. И та уже не проходила мимо - знала, что здесь живёт невеста.
Улица Октябрьская, 16.
Переулок Тульский, 3.
Улица Первомайская, 45.
Улица Никитина, 24.
Переулок Яченский, 14.
Искусствоведы уверены, что на калужскую резьбу большое влияние оказала народная вышивка – плетение кружев. И только потом мастера стали добавлять что-то своё. Поэтому в резьбе много языческих мотивов. Солярные (солнечные) знаки – крест, ромб с крестом-колесом, восьмилепестковая розетка. Среди символов плодородия встречаются всевозможные ромбы: с острыми краями, с крючками и т.д.
Дом Циолковского (ул. Циолковского, 1). На наличнике дома учёного чётко виден древнеславянский «громовой» знак – круг с шестью радиусами.
Изображение громового знака, ул. Воронина, 10.
Солнечная символика на фронтоне дома, ул. Баррикад, 98.
Наличники с крестами, улица Московская.
Наличники с крестами, улица Никитина.
Наличник с ромбами, переулок Григоров, 7.
Наличник с ромбами улица Воронина, 8.
- Как правило, в центре наличника изображали солнце или богиню плодородия и достатка, а по бокам - какие-то зооморфные символы – различных животных, - рассказывает Людмила Фёдорова.
- Это могли быть барсы или медведи с когтистыми лапами, но хвосты их всегда уходили в растительность. Единение с природой - характерная черта русского человека, - объясняет Людмила Капитонова.
Переулок Тульский, 24. Наличник с женской фигурой в центре и двумя женскими фигурами по краям.
Улица Никитина, 12. Наличник со стилизованной женской фигурой с символами растительного плодородия.
Так, в украшении дома «коньки» крыш зачастую делали в форме коней или птиц. Вообще, изображение коня в калужском пропильном декоре часто трансформируется в образ сказочного крылатого существа – дракона.
На вершине наличника дома купца Синельникова зооморфные мотивы - изображения драконов-коней. Конец XIX века. (Улица Никитина, 20).
Светёлка. Переулок Тульский, 49.
Фрагменты пилястр.
В XIX веке в Калуге был популярен «стиль Ропета», его называют наиболее ранним проявлением модерна. Тогда в калужской деревянной резьбе появились новые фигуры, которые уже не имели никакой символики, они просто радовали глаз.
Деревянный дом с мансардой первоначально имел вид классического особняка. В начале XX века приобрёл новый облик - ропетовский. (Григоров переулок, 9).
- Встречается очень много самобытных наличников, на некоторых изображены даже советские звёзды, - отмечает Сергей.
Помимо того, что резьба, безусловно, украшала дома, она имела ещё и практическое значение.
- Ажурные наличники закрывали щель между срубом и колодой, в которую вставлена оконная рама. Торцовые доски, покрытые резьбой, защищали концы брёвен сруба от разрушения дождём и ветром, - рассказывает Людмила Капитонова. – Такую же функцию выполняли и прилечины, украшающие фронтоны дома и предохраняющие крыши от преждевременного старения. Узорная обшивка сруба тёсом защищала брёвна от дождя и снега.
Даже сейчас в Калуге на старых домах можно увидеть пропильную резьбу, которая была довольно популярна в начале XIX века.
- Наличники остаются на доме, пока его не снесут, - отмечает Сергей Колоболоцкий.
Улица, Тульская, 10. Один из шедевров деревянного зодчества.
Улица Смоленская, 2. Именно этот дом часто можно увидеть как на старинных фотографиях, так и в кинофильмах, снятых в Калуге.
Дом декабриста Батенькова, ул. Суворова, 42.
С Калужским краем связаны имена более 30 декабристов, один из них – Гавриил Батеньков. В 1857 году он поселился в маленьком доме на Дворянской улице. Гавриил Степанович Батеньков - инженер путей сообщения, архитектор, математик, публицист и литератор. Частыми гостями дома на Дворянской были его друзья и сподвижники, составлявшие в середине XIX в. научную и политическую элиту губернии.
Дом Польман.
Особняк с антресолями больше известный как Дом Польман (Ленина, 70а) один из немногих уцелевших домов в Калуге в стиле классицизма. Его внутренняя планировка аналогична планировке особняков, которыми был застроен район Старой Конюшенной в Москве после пожара 1812 года.
Напротив дома Польман - деревянный дом Толстых, построенный в 30-е годы XIX века (Ленина, 65 а). Краеведы отмечают, что пропорции низкого, сильно вытянутого здания нельзя назвать удачными.
- Разнообразный характер завершённых оконных наличников – полуциркульных, прямых и в виде фронтончиков, лепной фриз в центре фасада и барельефы в боковых частях скрашивают некоторую монотонность общего вида, - отмечала в своей книге «Калуга» Мария Фехнер.
Во фризе грифоны с медальоном.
Говоря о деревянных домах, нельзя не упомянуть один из самых известных и многострадальных - дом Томачёвых. Он был построен в 1814 году на окраине города. Автором проекта часто называют знаменитого губернского архитектора Ясныгина. В свое время зданием владели купцы Хвостовы, Гончаровы, дворяне Толмачевы. Городская усадьба дворян Толмачевых - дом с мезонином и двумя деревянными флигелями - имела пейзажный французский парк. Его венчал каскад прудов и оранжерей. На первом этаже размещались хозяйственные помещения. На втором - парадные жилые покои. В мезонине также находились барские жилые комнаты. В 1960 году дом был признан памятником архитектуры федерального значения. В 2011 году, после того, как дом расселили, он пришёл в запустение и постепенно стал разрушаться. Краеведы просили спасти жемчужину деревянного ампира. Но сразу же после их митинга в 2011 году дом сгорел.
Сейчас дом Толмачёвых восстановлен. Как отмечает краевед Александр ДНЕПРОВСКИЙ, работы были проведены грамотно, вот только исчезла с дома памятная доска. Он до сих пор корит себя, что не догадался её снять…
Так дом выглядел в 2011 году. Фото gorod.kaluga.ru.
А так он выглядит сейчас.
С каждым годом деревянных изб в Калуге становится всё меньше, на их месте вырастают многоэтажки. Так, вы уже не встретите резных домов на улице Комарова, практически не осталось их и в переулке Тульском, улице Московской…
- Это естественный процесс, не надо об этом говорить с горечью, - считает Александр Днепровский. – Люди, живущие в таких домах, тяготятся ими, ведь там нет нормальных условий. Я старюсь находить красоту и в современных зданиях.
При этом он отмечает, что, безусловно, есть строения, которые нужно сохранить.
А реставратор Сергей Колоболоцкий считает, что от деревянной Калуги уже ничего не осталось, любоваться ею мы можем лишь на фотографиях.
- Впору старую каменную Калугу спасать, - считает он.
Фото автора.