Калужскую школьницу проверили на детекторе лжи
У десятиклассницы интересовались, прогуливает ли она уроки и списывает ли домашнюю работу у одноклассников.
Вторник, 13 мая, стал для Следственного управления СК РФ по Калужской области чем-то вроде дня открытых дверей. Сюда позвали на экскурсию десятиклассников средней школы № 45. Пригласили с таким расчетом, что кто-то после визита в Следственный комитет проникнется и решит после школы посвятить свою жизнь работе следователя.
Сначала десятиклассникам рассказывают теорию: что такое Следственный комитет, как он создавался, чем занимаются его сотрудники.
После теоретической части начинается собственно экскурсия. Школьников ведут в комнату опознания. Она находится на 1 этаже. Девчонки, оказавшись внутри, и увидев зеркало, инстинктивно начинают прихорашиваться.
Затем десятиклассников знакомят с работой отдела по расследованию особо важных дел.
- Здесь работают наиболее опытные следователи, которые расследуют коррупционные и экономические дела, - рассказывает старший помощник руководителя Следственного управления СК РФ по Калужской области Олеся БЕЛОВА. – Отдел по расследованию особо важных дел можно назвать вершиной следственной карьеры.
Тут же ребятам развеивают один из распространенных мифов, который сложился о работе следователя благодаря многочисленным телесериалам: что в его производстве находится всего одно дело, которое следователь тщательно расследует, и что за ним всегда закреплены два оперуполномоченных работника.
- К сожалению, в реальной жизни такого нет, - говорит Олеся Белова. – Один следователь расследует одновременно 7-10 дел. Это связано с тем, что их объем очень большой. Иногда документация всего по одному уголовному делу может занимать целую комнату и даже две.
Константин МОШКОВ становится первым следователем, с которым знакомят десятиклассников. Он один из самых опытных и ценных работников – его стаж следственной работы составляет почти 18 лет.
- Тяжело работать следователем? – интересуются подростки у Мошкова.
- Нелегко, - отвечает он. – Нужно обладать определенным чертами характера: дисциплиной, самоконтролем. В правоохранительной системе я работаю 18 лет, из них полтора года был референтом отдела процессуального контроля. Но там мне было скучно. Здесь работа живее, интереснее и с людьми.
- Сколько нужно здесь проработать, чтобы стать профессионалом? – продолжают «допрос» школьники.
- Вот так трудно сказать. Кто-то раскрывается через год, кто-то – через два. Каждое дело дает что-то новое. Например, в этом году я расследую одно дело и думаю, что все знаю. А через год занимаюсь другим и сталкиваюсь с тем, с чем раньше никогда не сталкивался. Профессионально можно расти каждый год. Что-то новое всегда будет.
Затем ребят знакомят с руководителем отдела по расследованию особо важных дел Дмитрием РЫЖЕНКО. К слову, это он занимался расследованием громкого дела окского арбалетчика.
Гости и его пытают о том, как стать настоящим профессионалом своего дела.
- Для этого нужно поработать «на земле» не меньше 5 лет, надо пройти путь с самого низа. Тогда вы будете понимать, о чем идет речь. Не могу сказать, что наша работа самая сложная. Любая профессия требует усилий. Но наша специфическая, потому что всегда связана с человеческим горем, бедой.
- А как вы пришли в эту профессию? – спрашивают ребята.
- После института пригласили поработать тогда еще в прокуратуру. С тех пор я здесь.
- Когда-нибудь жалели о том, что сделали такой выбор?
- Нет, никогда.
- Руководить отделом трудно? – продолжают допытываться десятиклассники.
- Нет, не трудно. У меня в подчинении находятся 8 человек – все мои товарищи, которые прекрасно понимают важность поставленных перед ними задач.
Музей криминалистики – следующая остановка, где ждут школьников. Экскурсию проводит его создатель – руководитель отдела криминалистики Лариса ГРИЦЕНКО. Внимание девчонок сразу же приковывают черепа.
- Ой, какой ужас! – восклицают они.
А мальчишки долго стоят перед стендами с оружием.
Из музея гостей ведут в лабораторию отдела криминалистики.
- То, что справа, - это улики с конкретных мест преступлений, которые сейчас находятся в работе, - предупреждает подростков руководитель лаборатории Владимир КАРПУШКИН. – Поэтому большая просьба не трогать их, чтобы я потом вдруг не нашел на этих предметах ваших отпечатков.
Ребята смеются, но отодвигаются от улик подальше. На всякий случай.
- Лаборатория небольшая, больше дактилоскопическая, - рассказывает Карпушкин. – Давайте я вам покажу, как выявляются отпечатки пальцев.
Из лаборатории Владимира Карпушкина школьники идут к эксперту-полиграфологу Екатерине ПОКАТИЛО. После короткого рассказа о том, что такое полиграф и для чего он нужен, интересуется:
- Кто-нибудь хочет пройти проверку на полиграфе?
В ответ в воздух взметаются несколько пар рук. Первой оказалась Настя Строганова. Екатерина Покатило крепит на девочку датчики, объясняя, за что отвечает тот или иной. Школьница заметно волнуется. Эксперт-полиграфолог предупреждает: результаты исследования могут быть недостоверными, потому как проходят фактически в «полевых» условиях.
- Вообще проверка на полиграфе длится 3-4 часа, - говорит Екатерина. – Во время нее в комнате находятся только эксперт и испытуемый.
Вопросы Насте подготовили соответствующие – из школьной жизни: прогуливала ли занятия в четвертой четверти больше двух раз? Списывает ли у одноклассников домашнюю работу? Утаивает ли от родителей плохие оценки? Результаты исследования огласке не предают.
- Пусть это будет Настиной тайной, - улыбается Екатерина Покатило.
- Если честно, было немножко страшно, - признается Настя. – Кое-где я, конечно, немножко схитрила. Но вообще очень интересно!
После школы Настя хочет связать свою жизнь с информатикой. Работать в Следственном комитете пока не планирует, хотя экскурсией осталась вполне довольна.
По ее окончании десятиклассников ждало чаепитие. На прощание интересуюсь у ребят: появилось ли у кого-то желание вернуться сюда следователем. Из 25 человек руки подняли 8. Перспектива работать без выходных и иногда круглыми сутками их пока не отпугивает. Главное, что профессия интересная, говорят ребята.
Фото: Валерий КОЗЬЯНИН
Сначала десятиклассникам рассказывают теорию: что такое Следственный комитет, как он создавался, чем занимаются его сотрудники.
После теоретической части начинается собственно экскурсия. Школьников ведут в комнату опознания. Она находится на 1 этаже. Девчонки, оказавшись внутри, и увидев зеркало, инстинктивно начинают прихорашиваться.
Затем десятиклассников знакомят с работой отдела по расследованию особо важных дел.
- Здесь работают наиболее опытные следователи, которые расследуют коррупционные и экономические дела, - рассказывает старший помощник руководителя Следственного управления СК РФ по Калужской области Олеся БЕЛОВА. – Отдел по расследованию особо важных дел можно назвать вершиной следственной карьеры.
Тут же ребятам развеивают один из распространенных мифов, который сложился о работе следователя благодаря многочисленным телесериалам: что в его производстве находится всего одно дело, которое следователь тщательно расследует, и что за ним всегда закреплены два оперуполномоченных работника.
- К сожалению, в реальной жизни такого нет, - говорит Олеся Белова. – Один следователь расследует одновременно 7-10 дел. Это связано с тем, что их объем очень большой. Иногда документация всего по одному уголовному делу может занимать целую комнату и даже две.
Константин МОШКОВ становится первым следователем, с которым знакомят десятиклассников. Он один из самых опытных и ценных работников – его стаж следственной работы составляет почти 18 лет.
- Тяжело работать следователем? – интересуются подростки у Мошкова.
- Нелегко, - отвечает он. – Нужно обладать определенным чертами характера: дисциплиной, самоконтролем. В правоохранительной системе я работаю 18 лет, из них полтора года был референтом отдела процессуального контроля. Но там мне было скучно. Здесь работа живее, интереснее и с людьми.
- Сколько нужно здесь проработать, чтобы стать профессионалом? – продолжают «допрос» школьники.
- Вот так трудно сказать. Кто-то раскрывается через год, кто-то – через два. Каждое дело дает что-то новое. Например, в этом году я расследую одно дело и думаю, что все знаю. А через год занимаюсь другим и сталкиваюсь с тем, с чем раньше никогда не сталкивался. Профессионально можно расти каждый год. Что-то новое всегда будет.
Затем ребят знакомят с руководителем отдела по расследованию особо важных дел Дмитрием РЫЖЕНКО. К слову, это он занимался расследованием громкого дела окского арбалетчика.
Гости и его пытают о том, как стать настоящим профессионалом своего дела.
- Для этого нужно поработать «на земле» не меньше 5 лет, надо пройти путь с самого низа. Тогда вы будете понимать, о чем идет речь. Не могу сказать, что наша работа самая сложная. Любая профессия требует усилий. Но наша специфическая, потому что всегда связана с человеческим горем, бедой.
- А как вы пришли в эту профессию? – спрашивают ребята.
- После института пригласили поработать тогда еще в прокуратуру. С тех пор я здесь.
- Когда-нибудь жалели о том, что сделали такой выбор?
- Нет, никогда.
- Руководить отделом трудно? – продолжают допытываться десятиклассники.
- Нет, не трудно. У меня в подчинении находятся 8 человек – все мои товарищи, которые прекрасно понимают важность поставленных перед ними задач.
Музей криминалистики – следующая остановка, где ждут школьников. Экскурсию проводит его создатель – руководитель отдела криминалистики Лариса ГРИЦЕНКО. Внимание девчонок сразу же приковывают черепа.
- Ой, какой ужас! – восклицают они.
А мальчишки долго стоят перед стендами с оружием.
Из музея гостей ведут в лабораторию отдела криминалистики.
- То, что справа, - это улики с конкретных мест преступлений, которые сейчас находятся в работе, - предупреждает подростков руководитель лаборатории Владимир КАРПУШКИН. – Поэтому большая просьба не трогать их, чтобы я потом вдруг не нашел на этих предметах ваших отпечатков.
Ребята смеются, но отодвигаются от улик подальше. На всякий случай.
- Лаборатория небольшая, больше дактилоскопическая, - рассказывает Карпушкин. – Давайте я вам покажу, как выявляются отпечатки пальцев.
Этот мопед принадлежал главе деревни Сильково Перемышльского района Надежде ГАВРИЛИЧЕВОЙ, застреленной в августе 2013 года.
Из лаборатории Владимира Карпушкина школьники идут к эксперту-полиграфологу Екатерине ПОКАТИЛО. После короткого рассказа о том, что такое полиграф и для чего он нужен, интересуется:
- Кто-нибудь хочет пройти проверку на полиграфе?
В ответ в воздух взметаются несколько пар рук. Первой оказалась Настя Строганова. Екатерина Покатило крепит на девочку датчики, объясняя, за что отвечает тот или иной. Школьница заметно волнуется. Эксперт-полиграфолог предупреждает: результаты исследования могут быть недостоверными, потому как проходят фактически в «полевых» условиях.
- Вообще проверка на полиграфе длится 3-4 часа, - говорит Екатерина. – Во время нее в комнате находятся только эксперт и испытуемый.
Вопросы Насте подготовили соответствующие – из школьной жизни: прогуливала ли занятия в четвертой четверти больше двух раз? Списывает ли у одноклассников домашнюю работу? Утаивает ли от родителей плохие оценки? Результаты исследования огласке не предают.
- Пусть это будет Настиной тайной, - улыбается Екатерина Покатило.
- Если честно, было немножко страшно, - признается Настя. – Кое-где я, конечно, немножко схитрила. Но вообще очень интересно!
После школы Настя хочет связать свою жизнь с информатикой. Работать в Следственном комитете пока не планирует, хотя экскурсией осталась вполне довольна.
По ее окончании десятиклассников ждало чаепитие. На прощание интересуюсь у ребят: появилось ли у кого-то желание вернуться сюда следователем. Из 25 человек руки подняли 8. Перспектива работать без выходных и иногда круглыми сутками их пока не отпугивает. Главное, что профессия интересная, говорят ребята.
Фото: Валерий КОЗЬЯНИН