Сослан Такаев: Сегодня необходимо поднимать престиж профессии водителя

Развитие сети маршрутов общественного транспорта привело к острой необходимости увеличения штата водителей и обслуживающего персонала.
11.12.2024, 06:47
0 1492
Фото: ГУ МЧС по Калужской области.

Дефицит кадров коснулся и сферы общественного транспорта Калуги.

О том какие меры позволят решить проблему, мы обсудили в пятницу, 6 ноября, в студии радио «Комсомольская правда – Калуга» с депутатом законодательного собрания Калужской области Сосланом ТАКАЕВЫМ.

Обучать и воспитывать

- Как вы считаете, есть ли вообще выход из создавшегося положения?

- Да, к сожалению, эта проблема есть. Сейчас транспортным предприятиям приходится именно бороться за кадры. Хотя, бороться – это не совсем правильно.  Кадры нужно растить. Сегодня профессия водитель перестала быть такой престижной работой.

А ведь раньше, еще в советское время, чтобы тебя допустили до междугородных перевозок, нужно было пройти большой путь. Тогда была категорность, то есть первая категория водителя, вторая, третья. Эта профессия была престижна и в нее шли. Сейчас, к сожалению, мы потеряли этот момент, и я считаю, что здесь нужно, конечно, начинать заниматься именно взращиванием, то есть поднять престиж этой профессии.

- Каким образом?

Ну, во-первых, пропагандой. Нужно сегодня поменять взгляд вообще на эту ситуацию. Ведь водители с пониманием и ответственностью относятся к своей профессии, потому что, прекрасно понимают, что перевозить людей – это огромная ответственность. А вот со стороны на водителя все еще смотрят, порой, свысока.

Как нам побороть эту проблему? Нужно начинать со школы, с институтов, вести встречи, рассказывать о положительных сторонах этой профессии, чтобы молодежь увидела это.

- В советское время, были учебно-производственные комбинаты, и там обучали в том числе и профессии водителя. Может быть, стоит их возродить?

- Полностью поддерживаю, потому что, сегодня транспортные предприятия испытывают дефицит не только в водительских кадрах. Необходимы же не только водители, но и обслуживающий персонал: механики, автоэлектрики и так далее.

Как привлечь молодежь

- За рулем автобусов чаще сейчас редко увидишь молодое лицо. Это тоже проблема?

- Да. Я по крайней мере вижу, что средний возраст водительского состава, который обслуживает сегодня наше население, это от 45 и выше, 60−50 лет. Молодежь как-то не очень в эту профессию сегодня идет.

Я знаю практику некоторых предприятий, когда они начиная со школы, с военкоматов встречаются с молодёжью, когда люди возвращаются из армии, продолжают с ними диалог, предоставляют возможность обучения.

- Это так называемый целевой набор?  

- Да, и дальше уже предоставление полного профессионального образования.

- Как вы относитесь к тому, чтобы больше обратить внимание на нашу прекрасную половину?

- Очень положительно, и их надо привлекать. И, вы знаете, у нас есть практика, я вижу очень много девушек за рулем маршрутных такси, так называемых маршруток, троллейбусов.

- Бывает необходимость смены профессии. Если дать им возможность получить новую профессию – водителя, это тоже поможет решить проблему?

- Конечно. Но, прежде всего, заинтересованность должна быть у руководителей транспортных компаний. Но если глубже посмотреть вообще в целом вопрос дефицита кадров, то нам нужно начинать с рождаемости, с демографии.

Мы же не можем перетягивать одеяло, оно же не безразмерное. Поэтому нам нужно пополнять население.

Чем удержать от бегства

- Ещё одна проблема в Калужской области, это близость к столице, близость к московскому региону. Ведь не секрет, что Москва как пылесосом вытягивает профессиональные кадры, в том числе и водителей. Здесь возможно принять какие-то решения с точки зрения законодательства? 

- Конечно, области сложно конкурировать и по уровню заработной платы, прежде всего, с московским регионом, там она гораздо выше. Да и условия другие.  

Хотя я скажу, что сегодня в сфере транспорта достаточно серьёзно подтянулся уровень заработной платы среди водительского состава.

С другой стороны, безусловно, условия работы, которые были у некоторых частных переводчиков, отличались и отличаются, от тех условий, которые есть у муниципальных предприятий. Люди, которые привыкли к одному принципу работы и не смогли перестроиться, ушли в какие-то другие направления.

Люди, которые видят себя только в этой профессии от начала и по сей день, приняли для себя определенное решение. Ведь не только в муниципальном предприятии УКТ дефицит, но и у частных перевозчиков, и их немало, достаточно таких прозрачных, которые работают в рамках действующего законодательства. Многие перешли, наверное, к другим частникам.

- А что с возрастными ограничениями?

- Если водитель решил устроиться на работу в управление Калужского троллейбуса, если у него есть водительская справка, если состояние здоровья позволяет, то никаких ограничений нет.

Об уровне зарплат

- Все познаётся в сравнении. Вы не проводили мониторинг заработных плат в других областях? Насколько зарплаты в Калужской области, в транспортной составляющей, отличаются от заработков водителей в соседних регионах? 

- Да, мы проводили такую аналитику, конечно, сравниваться с Москвой и Московской областью мы не будем, а среди остальных Калужская область сегодня входит в тройку лидеров.  

У нас уровень заработных плат достаточно высок, но нам нельзя отставать, потому что иначе водители начнут уезжать, смотреть где лучше, где комфортнее, где заработные платы выше, иные условия лучше.

Если, к примеру, в Рязани заработная плата 50 тысяч рублей, то в Калуге мы не можем держать уровень 30 тысяч. Никто работать не будет, люди уедут просто-напросто.

С другой стороны, пассажирские перевозки, особенно городской пассажирский транспорт, убыточны. А любые повышения зарплат сразу повлияет на пассажиров. Поэтому сегодня мы никак не должны допустить резких каких-то скачков, чтобы не ударить по карману населения. Везде должен быть баланс.

- Резюмируя всё, о чём мы сегодня говорили, на ваш взгляд, мы исправим эту ситуацию с кадровым дефицитом, придём мы к этому балансу между необходимостью в кадрах и предложением?

- Я хочу подвести итог такой фразой: под лежачий камень вода не течёт. И если мы ничего не будем делать, а только обсуждать и говорить о том, как все плохо, у нас ничего не изменится. Надо работать по всем направлениям: пропаганда, обучение, улучшение условий труда, и тогда мы придем к нормальному хорошему положительному результату. Я в нем уверен.


Новости по тегу
Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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