Сослан Такаев: Сегодня необходимо поднимать престиж профессии водителя
Дефицит кадров коснулся и сферы общественного транспорта Калуги.
О том какие меры позволят решить проблему, мы обсудили в пятницу, 6 ноября, в студии радио «Комсомольская правда – Калуга» с депутатом законодательного собрания Калужской области Сосланом ТАКАЕВЫМ.
Обучать и воспитывать
- Как вы считаете, есть ли вообще выход из создавшегося положения?
- Да, к сожалению, эта проблема есть. Сейчас транспортным предприятиям приходится именно бороться за кадры. Хотя, бороться – это не совсем правильно. Кадры нужно растить. Сегодня профессия водитель перестала быть такой престижной работой.
А ведь раньше, еще в советское время, чтобы тебя допустили до междугородных перевозок, нужно было пройти большой путь. Тогда была категорность, то есть первая категория водителя, вторая, третья. Эта профессия была престижна и в нее шли. Сейчас, к сожалению, мы потеряли этот момент, и я считаю, что здесь нужно, конечно, начинать заниматься именно взращиванием, то есть поднять престиж этой профессии.
- Каким образом?
Ну, во-первых, пропагандой. Нужно сегодня поменять взгляд вообще на эту ситуацию. Ведь водители с пониманием и ответственностью относятся к своей профессии, потому что, прекрасно понимают, что перевозить людей – это огромная ответственность. А вот со стороны на водителя все еще смотрят, порой, свысока.
Как нам побороть эту проблему? Нужно начинать со школы, с институтов, вести встречи, рассказывать о положительных сторонах этой профессии, чтобы молодежь увидела это.
- В советское время, были учебно-производственные комбинаты, и там обучали в том числе и профессии водителя. Может быть, стоит их возродить?
- Полностью поддерживаю, потому что, сегодня транспортные предприятия испытывают дефицит не только в водительских кадрах. Необходимы же не только водители, но и обслуживающий персонал: механики, автоэлектрики и так далее.
Как привлечь молодежь
- За рулем автобусов чаще сейчас редко увидишь молодое лицо. Это тоже проблема?
- Да. Я по крайней мере вижу, что средний возраст водительского состава, который обслуживает сегодня наше население, это от 45 и выше, 60−50 лет. Молодежь как-то не очень в эту профессию сегодня идет.
Я знаю практику некоторых предприятий, когда они начиная со школы, с военкоматов встречаются с молодёжью, когда люди возвращаются из армии, продолжают с ними диалог, предоставляют возможность обучения.
- Это так называемый целевой набор?
- Да, и дальше уже предоставление полного профессионального образования.
- Как вы относитесь к тому, чтобы больше обратить внимание на нашу прекрасную половину?
- Очень положительно, и их надо привлекать. И, вы знаете, у нас есть практика, я вижу очень много девушек за рулем маршрутных такси, так называемых маршруток, троллейбусов.
- Бывает необходимость смены профессии. Если дать им возможность получить новую профессию – водителя, это тоже поможет решить проблему?
- Конечно. Но, прежде всего, заинтересованность должна быть у руководителей транспортных компаний. Но если глубже посмотреть вообще в целом вопрос дефицита кадров, то нам нужно начинать с рождаемости, с демографии.
Мы же не можем перетягивать одеяло, оно же не безразмерное. Поэтому нам нужно пополнять население.
Чем удержать от бегства
- Ещё одна проблема в Калужской области, это близость к столице, близость к московскому региону. Ведь не секрет, что Москва как пылесосом вытягивает профессиональные кадры, в том числе и водителей. Здесь возможно принять какие-то решения с точки зрения законодательства?
- Конечно, области сложно конкурировать и по уровню заработной платы, прежде всего, с московским регионом, там она гораздо выше. Да и условия другие.
Хотя я скажу, что сегодня в сфере транспорта достаточно серьёзно подтянулся уровень заработной платы среди водительского состава.
С другой стороны, безусловно, условия работы, которые были у некоторых частных переводчиков, отличались и отличаются, от тех условий, которые есть у муниципальных предприятий. Люди, которые привыкли к одному принципу работы и не смогли перестроиться, ушли в какие-то другие направления.
Люди, которые видят себя только в этой профессии от начала и по сей день, приняли для себя определенное решение. Ведь не только в муниципальном предприятии УКТ дефицит, но и у частных перевозчиков, и их немало, достаточно таких прозрачных, которые работают в рамках действующего законодательства. Многие перешли, наверное, к другим частникам.
- А что с возрастными ограничениями?
- Если водитель решил устроиться на работу в управление Калужского троллейбуса, если у него есть водительская справка, если состояние здоровья позволяет, то никаких ограничений нет.
Об уровне зарплат
- Все познаётся в сравнении. Вы не проводили мониторинг заработных плат в других областях? Насколько зарплаты в Калужской области, в транспортной составляющей, отличаются от заработков водителей в соседних регионах?
- Да, мы проводили такую аналитику, конечно, сравниваться с Москвой и Московской областью мы не будем, а среди остальных Калужская область сегодня входит в тройку лидеров.
У нас уровень заработных плат достаточно высок, но нам нельзя отставать, потому что иначе водители начнут уезжать, смотреть где лучше, где комфортнее, где заработные платы выше, иные условия лучше.
Если, к примеру, в Рязани заработная плата 50 тысяч рублей, то в Калуге мы не можем держать уровень 30 тысяч. Никто работать не будет, люди уедут просто-напросто.
С другой стороны, пассажирские перевозки, особенно городской пассажирский транспорт, убыточны. А любые повышения зарплат сразу повлияет на пассажиров. Поэтому сегодня мы никак не должны допустить резких каких-то скачков, чтобы не ударить по карману населения. Везде должен быть баланс.
- Резюмируя всё, о чём мы сегодня говорили, на ваш взгляд, мы исправим эту ситуацию с кадровым дефицитом, придём мы к этому балансу между необходимостью в кадрах и предложением?
- Я хочу подвести итог такой фразой: под лежачий камень вода не течёт. И если мы ничего не будем делать, а только обсуждать и говорить о том, как все плохо, у нас ничего не изменится. Надо работать по всем направлениям: пропаганда, обучение, улучшение условий труда, и тогда мы придем к нормальному хорошему положительному результату. Я в нем уверен.