Как снег под ноги или Почему в Калуге плохо чистят тротуары
Сильный снегопад в ночь на понедельник, 27 ноября, проверил пешеходов Калуги на выносливость.
Практически сразу соцсети буквально взорвались гневом калужан: доколе к нам будут относиться как людям второго сорта?
Мы разобрались в извечном русском вопросе: кто виноват и что делать. Почему по автодорогам в период непогоды передвигаться в Калуге спокойнее и комфортнее, нежели по тротуарам.
Норматив и здравый смысл
Оговоримся сразу, то, что произошло ночью на понедельник никакой аномалией назвать нельзя. Пугалки про «черную метель» и погодный апокалипсис оставим на совести падких до кричащих заголовков СМИ. В столице, быть может, и было напряженно, но в Калуге просто прошел снег. В конце ноября. Удивительно, правда?
Сначала давайте разберемся с очисткой автодорог и зададим вопрос тем, кто особенно любит возмущаться нечищенными автотрассами. Если в полночь локальный снежный заряд накрыл город, нужно сразу выводить всю технику на дороги или подождать несколько часов и пустить спецмашины ближе к утру?
Наверняка ортодоксальные критики тут же скажут: положено выводить технику сразу после окончания снегопада. Есть правило, его обязаны выполнять. Те, же у кого со здравым смыслом все в порядке, скорее всего, задумаются – а зачем чистить пустые трассы, если к утру придется повторно пускать спецмашины на дороги города?
Мы не пытаемся сейчас выяснить, кто прав, кто не прав. Мы лишь хотим, чтобы к проблеме очистке от снега дорог люди относились не так односложно: обязаны – должны.
Поясним, о чем речь. В действительности правила таковы, что выход техники на обработку дорог определяется по метеорологическим прогнозам, интенсивности осадков. Как правило, при снегопадах, техника выходит в течение 30 мин после его начала, когда толщина свежевыпавшего снега около 2 см. Дорога должна быть очищена от снега в течение пяти-шести часов после окончания снегопада. Но, это в идеале. Не бывает же так, что снег идет час, потом природа дает 5-6 часов коммунальщикам, чтобы они очистили дороги. Снег может пойти и во время работы техники.
Как все это происходит. Сначала идет посыпка дорог реагентом или песко-соляной смесью. Это занимает около 4 часов. После этого необходимо около 2 часов для того, чтобы противогололедные материалы вступили во взаимодействие со снегом. И только после этого на дороги выходят машины для сгребания снега. Если просто подмести, остается наледь, как гребенка на дороге. Другими словами: посыпали, растаяло, сгребли и опять посыпали, иначе на дорогах образуется наледь. Другого способа не придумано. И уложиться в норматив 5-6 часов практически невозможно на всех 470 километрах дорог города Калуги. Это физически невозможно.
- Бюджет зимней уборки Калуги около 350-380 млн рублей, - рассказали в управлении городского хозяйства города Калуги - Сюда входит не только собственно уборка, но и заработная плата рабочим, обслуживание и ремонт техники, горючее, закупка реагентов и много чего еще. В городе работают 32 комбинированные уборочные машины.
Хотя, справедливости ради стоит отметить, что нынешний снегопад не доставил больших проблем автомобилистам. Уже к семи утра дороги были освобождены от снега. Конечно, будь у городского хозяйства неограниченные технические и людские ресурсы, калужские трассы чистили бы быстрее.
Не любит Калуга пешеходов?
Совершенно иная ситуация в городе с очисткой от снега пешеходных тротуаров. Здесь действительно реальная проблема. И все «прелести» ее пробирающиеся утром в понедельник по своим делам калужане ощутили своими ногами. Людям пришлось брести след в след, по узким протоптанным тропинкам.
То, что тротуары чистятся хуже, чем хотелось бы, признают и в городской управе. Их чистят мини трактора и прочая спецтехника для уборки тротуаров.
- У нас нет трактористов, огромный дефицит кадров, просто некому работать на этой технике, - на условиях анонимности рассказал один из сотрудников горуправы. - Да и техники не хватает. У нас техники минимальное количество. Ситуация год от года ухудшается. Зарплаты в муниципальном предприятии не конкурентные и трактористы уходят к частникам.
Эти слова подтвердил и тракторист Николай, у которого мы поинтересовались зарплатой и условиями работы.
- Да копейки платят, у меня зарплата около тридцатки в месяц, а со своими правами и опытом, я узнавал, в одном частном предприятии готовы платить 70 тысяч, - откровенно признался Николай, приоткрыв дверь мини трактора. - Да условия работы у них не сравнить с этими. Трясешься как в консервной банке круглые сутки.
Мини техники для работы на тротуарах в Калуге, кстати, тоже не хватает. Средства на закупку маленьких комбинированных дорожных машин на базе спецмашины УАЗ, которые идеально подходят для работы на узких тротуарах Калуги, отсутствуют. Сейчас одна такая машина стоит в районе 12 млн руб. в самой простой комплектации. А имей город 8-10 таких машин, пешеходам стало бы ощутимо легче ходить.
Еще одна проблема с тротуарами в том, что в центральной части города они узкие и техникой пройти их невозможно. Приходится чистить вручную. Работают бригады, в которые входят рабочие, мини-погрузчик и самосвал. В первую очередь бригады чистят остановки и пешеходные переходы, участки с большим трафиком.
- В сутки выходит около 100 человек, что это для областного центра? – разводит руками специалист управления городского хозяйства. - Реально нам необходимо около тысячи таких рабочих.
Про белых и черных
Каждый раз после снегопадов калужане раздраженно пишут в соцсетях о том, что коммунальщики начинают уборку с площади у здания областной администрации, городской управы и городской думы.
- Ехал сегодня и такое впечатление, что все коммунальщики работают на Старом торге, - пишет калужанин Сергей Пименов. – Вылизывают до асфальта, а вокруг снега по колено. Сколько можно делить людей на белых и черных?
Действительно, все автодороги города поделены на категории. Но сделано это не по признаку количества начальников на квадратный метр территории, а по величине общего трафика.
Площадь Старый Торг – это визитная карточка города, как и въезд в Калугу, - продолжил рассказ наш собеседник из городской управы. Они всегда должны быть в чистоте. А от этого участка во все стороны затем расходятся наши бригады и машины, вплоть до отдаленных микрорайонов.
Конечно, как нам кажется, есть доля лукавства в словах сотрудника горуправы, все ж под окнами начальника грязи быть не должно, ну так уж повелось в России. Однако, логика в его словах есть. Старый Торг, как и улицы Кирова, Ленина - территории с самым, пожалуй, интенсивным движением как автотранспорта, так и пешеходов и чистить их необходимо в первую очередь.