Расследование РБК: как «аптечный алкоголизм» покоряет Россию

В России существует и расширяется параллельный алкогольный рынок, составляющий уже 20% от официального, выяснил РБК.
13:32 25.11.2016
5 6663

В России существует и расширяется параллельный алкогольный рынок, составляющий уже 20% от официального, выяснил РБК. Более 10% россиян смотрят на медпрепараты и лосьоны как на альтернативу привычной водке

Теневой лидер

По итогам 2015 года самым продаваемым спиртным напитком в России, согласно авторитетному британскому журналу Drinks International, стала водка «Пять Озер». По данным издания, базирующаяся в Омске Алкогольная Сибирская группа произвела около 36 млн л водки под этим брендом — больше, чем у основных конкурентов «Синергии» (водка «Беленькая») и Roust («Зеленая марка»).

Чтобы добиться этих результатов, производителям пришлось приложить немало усилий — инвестировать в маркетинг, совершенствовать дизайн, договариваться с торговыми сетями, работать на минимальной марже и т.д. Однако даже если сложить их показатели, они все равно уступят пальму первенства напитку, который в обиходе называют просто «боярышник».

Речь о спиртосодержащих лекарственных средствах и косметических изделиях, формально предназначенных для улучшения здоровья и ухода за внешностью, но в действительности потребляемых малообеспеченными слоями населения в качестве дешевой альтернативы водке.

Точных данных об объемах производства этого продукта в России нет, есть лишь оценки регуляторов и экспертов, но они однозначно говорят о существовании колоссального параллельного рынка алкоголя в стране. Так, по подсчетам Росалкогольрегулирования (РАР), россияне ежегодно потребляют такие лосьоны и настойки «веселия ради» в объеме от 170 млн до 250 млн л в водочном эквиваленте (40% содержания этилового спирта), причем спрос устойчиво растет почти на 20% в год.

По данным Росстата, в 2015 году розничные продажи водки в России превысили 860 млн л. Прибавление другого крепкого алкоголя — коньяка, горьких настоек, виски и т.д. — дает суммарную емкость легального рынка — порядка 950 млн л. Таким образом, на «боярышник» приходится около 20% всего рынка — доля, которая и не снилась законопослушным водочным лидерам.

По оценке руководителя Центра изучения федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, медицинские настойки и косметические лосьоны регулярно потребляют не по назначению 12–15 млн человек, то есть более 10% россиян. Это совпадает с оценкой другого источника. Согласно репрезентативному опросу 18 тыс. россиян, проведенному Высшей школой экономики, около 13% из них имеют знакомых, которые потребляют алкогольные суррогаты, продаваемые под видом лекарств или лосьонов для бритья.

Безакцизные коктейли

О «боярышниковой» проблеме не первый год говорят в кабинетах всех уровней — от курирующего алкогольный рынок вице-премьера Александра Хлопонина до руководителей регионов и глав городских администраций по всей России.

«Еще одной важной темой для обсуждения стал непобедимый «боярышник» — так описывал корреспонденту РБК одно из заседаний правительственной комиссии по госрегулированию алкогольного рынка глава РАР Игорь Чуян.

Однако пока так и не найдены способы ее решить. А значит, бюджет продолжает терять доходы. Ведь в отличие от легальных производителей алкоголя их коллеги, специализирующиеся на медпрепаратах и косметике, освобождены от уплаты акцизного налога (100 руб. за бутылку водки 0,5 л). Если бы с настоек и лосьонов уплачивались такие же акцизы, дополнительные доходы казны могли бы составить от 34 млрд до 50 млрд руб. в год.

Однако доказать, что производители выпускают алкоголь, а не лекарства и косметику с использованием спирта, практически невозможно. На флаконе каждого такого средства — «настойки овса», «настойки перца стручкового», «лосьона хлебного» и т.п. — инструкция по применению: «20–30 капель несколько раз в день до еды при расстройстве сердечной деятельности» или «втирать ватным диском в кожу лица для тонизирующего воздействия». А значит, предъявлять претензии бесполезно.

Судебная практика это подтверждает. Производители «боярышника» успешно оспаривают в арбитраже постановления, вынесенные региональными подразделениями РАР по ст.14.17 «Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» Кодекса об административных правонарушениях. Этому предшествует проверка на фармацевтическом предприятии, которая выявляет факт производства и оборота алкогольной продукции без лицензии. Выносится постановление о штрафе — 200 тыс. руб. Однако в абсолютном большинстве случаев арбитражные суды становятся на сторону производителей, которые уверяют, что выпускают лекарства, но никак не алкоголь.

Куст «боярышника»

Производством медицинских спиртовых настоек занимаются десятки российских предприятий. «В большинстве случаев это довольно примитивные с точки зрения оборудования цеха розлива спирта в потребительскую тару, — рассказывает РБК источник в РАР. — Туда привозят этиловый спирт, смешивают с водой, разнообразными вкусовыми добавками и отдушками и разливают по бутылочкам «готовые лекарственные средства». Развернуть такое производство можно довольно быстро — оборудование стоит недорого».

Это лишь заключительные звенья «боярышниковой» индустрии; на ее вершине — крупные предприятия — производители медицинского спирта, который на официальном языке именуется «фармсубстанция этанол» и который с технологической точки зрения ничем не отличается от «спирта этилового пищевого», утверждает представитель РАР. «По сути — это те же спиртзаводы, использующие стандартные ректификационные колонны типа «Комсомолец» с мощностью 20 тыс. л спирта в сутки», — поясняет собеседник РБК.

Отличие в другом. Продукция работающих на легальный алкогольный рынок российских спиртзаводов (44 в 2016 году; крупнейшие принадлежат государству через «Росспиртпром» и «Татспиртпром») находится под контролем РАР. И вся товаропроводящая цепочка — от заводов до ликероводочных предприятий и вплоть до розницы — отслеживается при помощи электронной системы учета ЕГАИС. Перевозка спирта тоже под присмотром — с помощью системы ГЛОНАСС, которой оборудованы все спиртовозы.

А производители фармсубстанций находятся в ведении Минздрава и Минпромторга; информация о фактических объемах производства спирта на них для РАР недоступна.

По данным вице-премьера Александра Хлопонина, в России сейчас работает 22 завода, производящих медицинский спирт. Закон 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» позволяет им выпускать обычный этиловый спирт крепостью 95, 70 и даже 40 градусов как лекарственное средство.

«Такие производители не представляют отчетность в Росалкогольрегулирование. Учет произведенной продукции ведется на бумаге (в журнале), спирт продается бесконтрольно, — утверждает собеседник РБК из РАР. — Два десятка предприятий могут производить неучтенный спирт в колоссальных объемах, который служит основным источником нелегального производства алкоголя и различных суррогатов».

Откуда реки текут

Предприятия, производящие «фармсубстанцию этанол», хорошо известны РАР, как и имена их владельцев. «Каждый раз, проводя проверки полулегальных цехов, где производятся так называемые лекарственные спиртовые настойки, мы видим одно и то же: многочисленные пластиковые канистры из-под спирта с названиями одних и тех же компаний на этикетках», — признается собеседник РБК.

Дмитрий Добров, председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП), объединяющего крупнейших производителей водки, перечисляет крупнейших производителей медспирта: «Брынцалов-А» (завод в подмосковном Электрогорске), самарский «Гиппократ» (производство в Ульяновской области), санкт-петербургская компания «Росбио» (несколько фармпредприятий), ЗАО «РФК» (два спиртзавода в Орловской области).

Большинство из них выпускают лишь сырье, которое затем продают более мелким компаниям, производящим готовые к употреблению препараты. Но есть и предприятия «полного цикла». В Минпромторге РБК предоставили список крупнейших производителей фармацевтических (галеновых) препаратов — уже готовых настоек и антисептических растворов в потребительской упаковке. По данным министерства, лидерами как в денежном, так и в натуральном выражении являются уже упоминавшийся «Гиппократ» (выручка в 2015 году 980 млн руб., объем производства 51,8 млн упаковок), «Флора Кавказа» из Карачаево-Черкесии (230,9 млн руб. и 13,4 млн упаковок), «Бегриф» (Новосибирская область; 211,7 млн руб. и 10,9 млн упаковок), Тульская фармацевтическая фабрика (251,5 млн руб. и 9,6 млн упаковок), Ивановская фармацевтическая фабрика (138,1 млн руб. и 7,5 млн упаковок).

При этом объем упаковок варьируется от маленьких флаконов 25 мл до 10-литровых канистр. Доля содержания спирта также разнится — от 40 до 95% — и не фиксируется Минпромторгом.

Король «Московии»

Владимир Брынцалов, глава завода «Брынцалов-А» (прежде «Ферейн»), никогда не скрывал, что сделал свое состояние на производстве спиртосодержащих лекарственных препаратов.

И хотя на сайте его компании перечисляется обширная линейка самых разных производимых ею медицинских препаратов, в прайс-листе от 9 ноября почти половина позиций — это спирт крепостью 70 и 95% в таре различного объема. Канистра 21,5 л 95-процентного спирта для приготовления лекарственных форм стоит 1778,5 руб., что соответствует цене пол-литровой бутылки водки примерно 20 руб.

Спиртовые настойки в прайс-листе тоже есть. Бальзам «Московия» с содержанием спирта 60% предлагается оптовикам по 35 руб. за бутылочку 250 мл. На этикетке «Московии», помогающей от бессонницы, изображен Кремль, внутри помимо спирта и воды — пустырник и тысячелистник.

«Раньше я производил и спиртовые настойки типа «боярышника», но сейчас это стало невыгодным», — рассказывает предприниматель в роскошном холле отеля Four Seasons. «Наш спирт в аптеке не купишь просто так. Нужен рецепт врача. Да и аптеки его не берут, потому что нужны особые условия хранения. Я в месяц продаю 200 тыс. флакончиков антисептического раствора, а мог бы продавать 20 млн. Есть продукция нерецептурного характера, но цена сопоставима с ценой водки. Тот же «боярышник» сколько стоит? 20 руб., спирта там 10 г. Значит, 100 г спирта будет стоить 200 руб., а литр — 2 тыс. руб.», — пишет цифры на листе бумаги Брынцалов.

Чтобы победить рынок суррогатов и «аптечный алкоголизм», Брынцалов предлагает радикально изменить всю систему акцизного регулирования и перенести уплату налога на розницу, ставя его в зависимости от местоположения конкретной торговой точки. Водка не должна стоить одинаково, объясняет свою идею предприниматель: в дорогом ресторане центра Москвы пусть будет несколько тысяч за бутылку, а на периферии она должна стоить меньше 100 руб.

Позиция РАР, Минфина, легальных производителей водки и спирта Брынцалову кажется неправильной. «С чем они хотят бороться? Ну вот хотят они запретить парфюмерию, которую сейчас выпускают. А у кого парфюмеры спирт берут? У них же! Вы надеетесь, что с этого спирта водку произведете? Да вы ничего не выиграете. Контингент, который эту фигню пьет, не будет ее покупать. У него на нее нет денег. Наскребет 30 руб. — пойдет сахар купит, самогонный аппаратик поставит», — резюмирует бизнесмен.

Лекарство для фаната

Типичным примером предприятия средней руки, специализирующегося на выпуске спиртосодержащих лекарственных препаратов двойного назначения, является московская компания «Константа-Фарм М».

О том, что один из основателей фанатского движения футбольного московского «Динамо» и соучредитель Всероссийской организации болельщиков Александр «Сан Саныч» Быковский является не только признанным лидером болельщиков, но и успешным бизнесменом, в фанатских кругах было известно давно. Болельщики «Динамо» со стажем рассказывали, что Быковский действительно не раз помогал клубу болельщиков «Династия» собственными средствами для организации выездов на гостевые матчи, изготовления баннеров и т.д.

Однако о специфике успешного бизнеса Быковского никогда не упоминалось ни в СМИ, ни на открытых фанатских форумах.

Как следует из базы СПАРК, Александр Быковский является соучредителем в нескольких компаниях, крупнейшей из которых является учрежденная в 1999 году ООО «Константа-Фарм М» (Быковскому принадлежит 75% ООО). У компании есть сайт, на котором указано, что на протяжении 15 лет она является «ведущим производителем спиртосодержащей фармацевтической продукции на отечественном рынке».

Ей принадлежат две производственные площадки — в Клину и Волоколамском районе. В разделе «продукция» размещена информация об этиловом спирте в разнообразной таре (от 100 мл до 20 л), а также «косметической продукции», ассортимент которой не уточняется. В 2015 году выручка компании составила 247,6 млн руб., чистая прибыль — 4,3 млн руб.

Как следует из судебного решения, вынесенного в апреле 2016 года Арбитражным судом Москвы и подтвержденного в сентябре в апелляционной инстанции, 29 сентября 2015 года оперативники РАР совместно с сотрудниками УЭБиПК ГУ МВД России по Москве провели осмотр производственных помещений ООО «Константа-Фарм М» в Волоколамском районе, обнаружив там доказательства производства «пищевой алкогольной продукции» без соответствующей лицензии.

В качестве доказательств незаконного производства фигурировали обнаруженные в производственных помещениях емкости со «спиртосодержащей продукции с добавлением ароматизаторов, придающих ей цвет и вкус готового коньяка. Остальные выявленные образцы не соответствовали требованиям, предъявляемым к производству продукции по фармокопейным статьям предприятия», говорится в тексте судебного решения (документы есть в распоряжении РБК). В итоге по решению суда компания была оштрафована на 200 тыс. руб. (по ст.14.17 КоАП), а ее технологическое оборудование и вся обнаруженная продукция были конфискованы.

Доза после бритья

Ситуация с производителями «питьевой» косметики несколько иная. Они не могут использовать медицинский спирт и вынуждены закупать его у спиртзаводов, работающих на пищевую промышленность. Поэтому отгрузка спирта на парфюмерные фабрики фиксируется в системе ЕГАИС. Однако производители косметики тоже не платят акцизов.

При этом свою «парфюмерию» они законно могут продавать где угодно. Недавний резонансный случай, когда бизнесмены установили вендинговые аппараты «Боярка» для продажи лосьонов в Калуге, Саратове, Чите и Новоуральске, — прямое следствие отсутствия таких ограничений.

Оно же стало причиной того, что ряд производителей, специализировавшихся на лекарственных настойках, переключились на косметические лосьоны. «Нижнефарм», крупнейший крымский производитель спиртовых настоек, известный местным любителям по препарату «Септол» (или «Красная шапочка» — по цвету крышечки), с начала 2016 года производит косметический лосьон «Боярышник». Он, по словам главы крымского правительства Сергея Аксенова, продается повсеместно — «даже на станциях АЗС».

В РАР приводят подтверждающую эту тенденцию статистику. В 2015 году объем поставок спирта для производства парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и т.д. вырос по сравнению с 2014 годом в 4,2 раза, с 9 млн до 38 млн л. При этом пропорционального увеличения производства спиртосодержащей непищевой продукции не произошло, рост всего на 12%. «Это означает, что часть спирта идет на производство неучтенной продукции или, если быть до конца точным, просто разливается в пластиковую тару объемом 5–20 л и реализовывается», — пояснил РБК представитель РАР.

Пить или не быть

Ни один из собеседников РБК не отрицал проблемы или выразил мнение, что надо оставить «все как есть».

Для контроля за использованием медицинского спирта с 1 января 2017 года будет введено использование системы ЕГАИС для производителей спиртовых фармсубстанций. Это позволит РАР отслеживать объемы производства медицинского спирта и маршруты его дальнейшего распространения. Однако это вряд ли скажется на объемах потребления «боярышника».

Очевидны также недостатки запретительных или ограничительных мер. Например, введение акцизов на медицинский спирт и спирт для производства косметики или установление минимальной розничной цены на уровне водки, как недавно предложил мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, привели бы к тому, что заметно подорожали бы популярные лекарства, в частности корвалол, говорят фармпроизводители.

Вадим Дробиз из ЦИФРРА уверен, что если ввести акцизы на спиртосодержащие лекарственные препараты со ставками на уровне водочных, то последствия будут печальными. «90% спиртосодержащих лекарственных препаратов просто исчезнут с рынка. А рынок самогона вырастет до 500–600 млн л. Еще через пару лет он достигнет объемов 800 млн л», — прогнозирует Дробиз.

Предложение Минздрава ограничить объем потребительской тары, в которую разливаются настойки, также небесспорно. «Если пересчитать на чистый спирт, то покупка аптечного алкоголя дешевле в два-три раза за сопоставимый объем спирта. Сколько пузырьков брать за раз — 5, 10 или 20, — для «аптечных алкоголиков» особого значения не имеет. Ограничения по отпуску в одни руки тоже действуют довольно формально, есть целый пласт аптечных учреждений, которые специализируются на обслуживании соответствующего контингента», — говорит директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. 

Источник РБК
Фото Олег Яковлев, РБК

 

Лента настроения
2 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 5 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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