Путину предстоит выбрать одну из двух моделей роста экономики
Президенту Владимиру Путину на заседании президиума экономического совета 25 мая придется выбирать между двумя концепциями – бюджетного стимулирования и бюджетной консолидации с выходом на устойчивый рост экономики через три года. Такие позиции обсудили участники совета на встрече перед заседанием, рассказывают два участника совета и два федеральных чиновника. Против сторонников бюджетного стимулирования (помощник президента Андрей Белоусов и представитель Столыпинского клуба бизнес-омбудсмен Борис Титов) выступит председатель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин.
Ранее Белоусов говорил «Ведомостям», что среди участников совета консенсус: российская экономика может расти по 4% ВВП в год уже с 2018 г. (это принесет бюджету свыше 300 млрд руб., необходимых для модернизации). Но у Кудрина другое мнение, рассказывают собеседники «Ведомостей». Его выступление пересказывает один из участников предварительной встречи: «Не надо гнать страну к экономическому росту в ближайшее годы, для этого нет ресурсов. Максимум можно выйти на стабильный рост ВВП в 1%». Важно снизить дефицит до 1% ВВП, а инфляцию до 4%, а тем временем проводить институциональные реформы – судебной и правоохранительной систем, поясняет он. Представитель Кудрина отказался от комментариев.
Для роста экономики нужен разбег в 3–5 лет, объясняет другой участник встречи. Но сначала необходимо договориться о реформах, говорит он: если запустить их уже с 2017 г., то через 3–5 лет возможны высокие темпы роста. Выпрыгнуть на 4% уже завтра невозможно и опасно, подчеркивает собеседник «Ведомостей». «Это разумная позиция», – оценивает федеральный чиновник: чтобы расти, нужны серьезные структурные изменения. И при $100 за баррель Россия не сможет расти быстрее 1,5–2% без структурных реформ, говорила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Без них Россия обречена на вечную стагнацию, предупреждала первый зампред ЦБ Ксения Юдаева.
Белоусов не согласен с тем, что ресурса для роста нет, – он видит его в большой нераспределенной прибыли компаний, которая сейчас лежит на счетах. Ее будут вкладывать, когда начнут снижаться инфляция и квазиполитические риски, говорит директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. Бизнес не склонен инвестировать и это более серьезная проблема, чем отсутствие средств для инвестиций, говорит Акиндинова, – деньги не спасут.
Институциональные реформы могут быть дополнены стимулирующими мерами, считает чиновник – участник совета: «Это позволит выйти из замкнутого круга: компании не инвестируют, потому что ждут снижения спроса, а спрос не растет, потому что не растут зарплаты». Одна из мер, которая может быть предложена президенту, – восстановление инвестиционной льготы. Возможные предложения Минэкономразвития – увеличение лимитов на проектное финансирование (рефинансирование банков под низкую ставку для конкретных проектов), пересказывает федеральный чиновник (представитель министерства отказался от комментариев). «200–300 млрд руб. на рефинансирование ВЭБа и для банков – это бы переломило ситуацию с инвестициями. И кардинально параметры денежной политики не поменяло бы», – говорил зампред ВЭБа, член Столыпинского клуба Андрей Клепач в интервью «Ведомостям».
Экономическая политика последних семи лет полностью определялась такими идеями: бюджетные расходы росли, в том числе за счет забюджетных расходов (например, ВЭБа), льготы раздавались направо и налево, категоричен федеральный чиновник, а результат – кризис. Реализация планов сторонников бюджетного стимулирования экономики приведет к повышению налогов, опасается другой чиновник. «Значительный бюджетный дефицит (вероятно, финансируемый за счет эмиссии ЦБ), масштабные льготные кредиты, использование ЦБ как института развития – такое сочетание способно запустить механизм серьезного финансового кризиса», – писал в докладе для конференции ВШЭ руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Это выбор между небольшим ростом с плавным ускорением и циклами взлетов и падений со средним темпом около нуля, говорит федеральный чиновник.
По прогнозу МВФ, в долгосрочной перспективе экономика России будет расти на 1,5% в год без структурных реформ. Аналогичные оценки и в прогнозе Минфина до 2030 г. (1–1,3% в инерционном сценарии). Сейчас у России есть прекрасный шанс заложить основы для уверенного роста в долгосрочной перспективе, писали экономисты Всемирного банка. Реформы ускорят рост, но нужно время, чтобы вернуть доверие, говорит Акиндинова: «Слишком долго доверие разрушали».
У коалиции Кудрина более высокие шансы убедить президента, считают некоторые чиновники: Путин – сторонник бюджетной консолидации, тем более что нужны резервы к выборам. «И, конечно, слова человека, который когда-то сберег деньги в этих резервах, будут иметь большое значение для него», – отмечает один из чиновников. Но рост ВВП на 1% и стабильная макроэкономика – слишком унылая повестка для президента на выборы, замечает другой чиновник: «А если учесть, что реформами будет заниматься все та же команда, что и 15 лет назад, то вообще тоска берет – как будто собрались деды и вспомнили, как гуляли в молодости».
Путину предстоит решить, нужен ли ему для повышения президентского рейтинга рост экономики, говорит главный экономист БКС Владимир Тихомиров: «Если реформы, то это конфликт с элитами или с массами. Но если идти по пути стагнации, то не будет средств на соцрасходы и рано или поздно люди тоже выйдут на улицу».
Источник: Ведомости.