26% россиян боятся говорить социологам правду о своём мнении

А 17% врут о своем настоящем мнении даже в семье.
14:56 22.01.2016
6 4528

В пятницу, 2 января, «Левада-центр» опубликовал данные своего социального исследования о том, как и почему россияне врут во время социальных исследований.

Как выяснилось, выражать собственное мнение «по поводу текущих дел в стране» в соцопросах боятся 26% опрошенных центром. Почти половина респондентов уверены, что большинство наших сограждан неохотно высказывают свои взгляды, так как опасаются негативных последствий для себя. Такого мнения придерживаются 56% опрошенных.

Еще 20% считают, что «правда им самим неприятна», а 9% уверены, что люди лгут о своем мнении соцработникам, потому что опасаются неодобрения человека, который его спрашивает. 

Помимо тех 26%, кто боится выражать свое собственное мнение по поводу текущих дел в стране в социологических опросах, 23% боятся делать это в кругуколлег, а 17% врут о своем настоящем мнении даже в семье, говорят в «Левада-Центре».

Вместе с тем там поясняют, что данный опрос не ставит под сомнение реальность рейтингов Президента России.

- Ошибочно полагать, что рейтинг президента можно узнать, вычтя из официальных данных 26% тех, кто опасается выражать свое мнение социологам,— поясняет «Коммерсанту» заместитель директора «Левада-центра» Алексей ГРАЖДАНКИН. -  Иногда люди в соцопросах высказываются более лояльно к власти, чем относятся к ней на самом деле, но в реальности смещение оценок происходит плюс-минус на 5%. Путина поддерживает молчаливое большинство, которое в обсуждениях в социальных сетях или среди коллег менее активно, чем оппоненты власти.

 - Проблема социально одобряемых ответов существует не первый год, - говорит политтехнолог Константин КАЛАЧЕВ. - Это называется спираль молчания. Люди идут за большинством, боятся выделиться, суеверно предпочитают не будить лихо и отвечают заготовленными позитивными мантрами. Более точные результаты дают качественные исследования (фокус-группы, экспертные интервью). Насколько же сильно социально одобряемые ответы в количественных исследованиях искажают картинку и как с этим бороться — вопрос. Например, один и тот же человек может на вопрос “»Как Путин справился с проблемой падения рубля?» ответить «Плохо» и сказать «Да» на вопрос «Одобряете ли вы его деятельность на посту президента?». Или одновременно ответить утвердительно на вопросы «Вы за дружбу народов?» и «Вы согласны с тем, что Россия — для русских?». Многое зависит от формулировок.

Опрос проводился 20–23 ноября 2015 года среди 1600 человек в 48 регионах страны.

Источник: «Коммерсант» 
Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ

 


Новости по тегу
Лента настроения
4 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 6 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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