Замкнутый круг ЖКХ
Атака клонов
У тех, кто строил наш дом, наверное, было хорошее чувство юмора. Перед каждым подъездом они соорудили что-то вроде маленького бассейна. Раз наполнившись дождём, они пересыхают только в самую жару. Обычно же так и стоят, полные воды. Особенно достаётся женщинам: на высоких каблуках форсировать эту водную преграду без потерь у них получается плохо.
Обращения в управляющую компанию, в ГЖИ ни к чему не привели. Бумажка порождает другую бумажку, а «бассейны» так и продолжают тренировать жителей.
А недавно появились объявления о том, что УК обанкротилась — якобы из-за того, что жители не оплачивают коммунальные услуги. И вместо того, чтобы проводить работу с должниками, руководство компании не придумало ничего лучше, чем обхитрить государство. По словам директора, банкротство — это просто такой финт, чтобы растянуть выплату ресурсоснабжающим организациям на неопределённое время. А по факту те же сотрудники в том же помещении будут заниматься тем же самым, но только с другой печатью.
Вы поняли? Они непотопляемы. Они станут искать любые уловки, в крайнем случае даже клонироваться, но хорошо работать всё равно не будут и с рынка добровольно никогда не уйдут.
Неучтённые деньги
Впрочем, больше всего людей волнуют даже не какие-то бытовые неурядицы, а то, что коммунальщики и к их делам причастные порой нагло залезают к ним в карман. Самые узкие места — неясность со средствами, перечисляемыми в так называемый Фонд капремонта, и проблема избыточной оплаты электроэнергии на общедомовые нужды.
По ОДН вопрос решили проще всего: энергетики установили за свои средства общедомовые счётчики и стали взимать плату с управляющей компании в соответствии с их показаниями. Что там происходит внутри дома, их теперь вообще не интересует. А управляющие компании тоже не мудрствуя лукаво разбивали эту сумму на всех жильцов и умывали руки. Затем им это запретили, и они стали банкротиться, но работать всё равно не начали.
А те деньги, что не пропали в управляющих компаниях, исчезают далее по цепочке в расчётных центрах. Недавно на очередной сессии городской Думы обсуждали ситуацию с Единым расчётным центром Калужской области — ЕИРЦ КО, в недрах которого исчезло 140 млн. рублей, поступивших от населения в оплату отопления. Что с этим делать, пока никто не знает.
Регулировали, регулировали, да не вырегулировали
После многократных и безуспешных попыток навести порядок в сфере ЖКХ правительство в конце концов пришло к тому, что, поскольку многоквартирный дом является совместной собственностью всех владельцев квартир, те сами и должны в нём наводить порядок.
Для того чтобы придать этому какую-то видимость организованности, стали создаваться различные общественные структуры: СМД — совет многоквартирного дома, ТСЖ — товарищество собственников жилья; затем ТОС — территориальное общественное самоуправление. В Калуге пошли ещё дальше и создали Ассоциацию председателей ТСЖ и многоквартирных домов.
Идея, конечно, отличная, вот только она не работает. Обязательное условие эффективного домового самоуправления — наличие энергичного лидера, готового бескорыстно тратить свои время и нервы ради общего блага. Где-то находятся пенсионеры, которым нравится этим заниматься, но система, построенная на голом энтузиазме, в любом случае обречена.
Практика показывает, что такие общественные структуры более или менее эффективны только в старых домах, где люди давно знают друг друга и их сравнительно немного. В новых же высотках создать эффективные ТСЖ практически невозможно: порой там люди не знают друг друга, даже живя на одной лестничной площадке. Они работают, у них голова забита с утра до вечера совсем другими вещами, поэтому вникать в «коммунальные» нюансы им хочется меньше всего.
ЖКХ как политика
Проблема ЖКХ уже давно стала главным камнем преткновения между гражданами и властью. По словам депутатов горсовета, двое из трёх пришедших на приём калужан затрагивают именно эту тему. Уполномоченный по правам человека в Калужской области Юрий Зельников тоже признаётся, что даже в его офис больше всего жалоб поступает именно на работу коммунальщиков.
И это неудивительно: услуги ЖКХ всё время дорожают, а их качество по-прежнему оставляет желать лучшего. Люди переплачивают огромные суммы за электроэнергию, платят в Фонд капремонта не пойми кому и за что, при этом на качестве уборки подъездов, улиц и дворов, особенно в зимний период, это никак не отражается.
Парадокс, но на жилищно-коммунальное хозяйство в России тратится больше денег, чем на образование и оборону, вместе взятые: ежегодный оборот сектора ЖКХ составляет более 4 трлн. рублей, из которых 2,5 трлн. — оборот управляющих компаний.
Тема ЖКХ активно эксплуатировалась партией «Справедливая Россия» во время избирательной кампании 2015 года, но после выборов сразу сошла на нет, подложив этой партии большую свинью на будущее.
«Единая Россия» в этом плане ведёт себя более ответственно, никаких «Фронтов ЖКХ» не организует, предпочитая прятаться за систему контролирующих органов, прежде всего — Государственную жилищную инспекцию.
Но есть у всех этих партий общее — ни одна из них не смотрит в корень проблемы, предпочитая бороться не с причиной, а с последствиями. А причина — в нашем советском прошлом и мало осознанном настоящем.
Истоки проблемы
Нынешние проблемы ЖКХ — это родовая травма приватизации. Люди стали владельцами квартир, а по сути — некоего объёма воздуха в пределах пола, потолка и нескольких стен. Сами же дома остались фактически ничейными. Убеждения властей, что дом — это совместное имущество, всерьёз мало кем воспринимаются.
После такой приватизации вопрос ЖКХ стал неразрешимым в принципе. От замены советских ЖЭКов частными управляющими компаниями качество услуг лучше не стало — механизм рыночной конкуренции хорош в теории, но на практике он так и не заработал.
Самое очевидное решение вопроса — наличие у каждого дома своего хозяина. Не мифических СМД и ТОСов, а конкретного человека или организации. Если мы обратимся к опыту развитых стран, то там всё приблизительно таким образом и обстоит. Но в нынешних правовых реалиях перейти к этому невозможно.