«Наша квартира непригодна для проживания!»
В редакцию «Калужского перекрёстка» обратилась Евгения ШАПОВАЛ – жительница микрорайона «Приокский», более известного в городе под названием «Кошелев». Женщина жалуется на повышенную влажность в квартире, причиной которой, по её мнению, является нарушенная гидроизоляция в доме.
- Давайте я вам покажу, что творится в наших подъездах из-за сырости в подвалах, - Евгения заводит меня в один из подъездов дома № 11 по улице Г. Амелина. – Видите, это следы плесени и грибка, которые появляются из-за высокой влажности в подвале. Правда, в соцсетях одна девушка написала, что это я во всём виновата: мол, прихожу и на стену воду из кружки лью. И подвал тоже я затапливаю. То есть со мной тут война идёт. Но я ни с кем не воюю: всё пытаюсь решить мирным путём, по-хорошему. И застройщик, и управляющая компания прекрасно знают о наших проблемах, но пытаются увильнуть, преподнести всё так, будто мы что-то выдумали.
Евгения Шаповал живёт в «Приокском» с октября 2014 года. Тогда же она и её свёкор Виктор Шаповал (собственником квартиры является именно он) начали жаловаться во всевозможные инстанции на сырость в подвале, которая, по их мнению, является причиной высокой влажности в жилище.
- Ещё в процессе окончательной отделки квартиры выяснилось, что расположенное под ней подвальное помещение заполнено грунтовыми водами, плиты фундамента и перекрытия сырые, - пишет Виктор Шаповал в одном из писем, адресованном руководителю компании-застройщика. – Из-за плохой гидроизоляции (возможно, её нет вообще) стены моей квартиры сильно переувлажнены. Влажность постоянно превышает санитарные нормы. В зимний период она составляла от 80 до 85%, а летом не опускается ниже 70%.
- Жить в таких условиях вредно для здоровья, тем более – с детьми, - добавляет Евгения. – Из-за высокой влажности и у меня, и у ребёнка уже полгода не проходит кашель. Никак не вылечим его. Плесень со стен мы, конечно, удалили: сняли обои, удалили штукатурку, заново промазали стену специальным составом. Но она всё равно сыреет. Чтобы хоть немного подсохла, постоянно держим возле стены обогреватель. Так и живём.
После многочисленных жалоб женщины пол в подвале засыпали песком. Однако толку от этого оказалось мало, уверяет жительница дома. Вода никуда не ушла, хотя застройщик уверяет, что всё в порядке. Желая доказать свою правоту, Виктор Шаповал заказал в конце сентября экспертизу в Центре гигиены и эпидемиологии Калужской области. Исследование показало, что условия проживания в его квартире, действительно, нарушены. Влажность в помещении составляет 74% при допустимой норме в 65%.
Моя собеседница показывает на телефоне фотографии из подвала, сделанные в октябре.
- Видите, есть вода. Там даже жаба жила. Вот, смотрите.
Надеваем каски и вместе с Евгенией и инженером по водоснабжению и канализации из местной управляющей компании спускаемся в техподполье – официально пространство под домом называется именно так, – чтобы посмотреть, есть ли там вода сейчас. Минут 15 бродим по подвалу, щупаем стены: сухие!
- А если бы здесь была влажность, они бы отсырели, - резонно замечает сотрудник управляющей компании.
Светит фонариком на пол – чтобы я убедилась в том, что песок, которым он засыпан, сухой. Местами это действительно так, но кое-где песок очень влажный.
- Представляете, что здесь будет весной твориться, когда начнётся паводок? – вздыхает Евгения.
Выходим из подвала, поднимаемся в её квартиру, расположенную на 1-м этаже. Находимся там минут 10. Влажность чувствуется. Конечно, в комнате не так сыро, как, например, в ванной. Но в моей квартире воздух определённо суше.
Несколько дней назад Виктор Шаповал подал на застройщика в суд.
- Мне продали некачественный товар. По закону о защите прав потребителей, я могу требовать материальную компенсацию либо предоставление другого жилья с компенсацией затрат на ремонт.
Материальный ущерб истец оценил в 750 тысяч рублей.
Другое мнение
- Я работаю руководителем управляющей компании, которая обслуживает микрорайон «Приокский», с 11 марта 2015 года, - говорит директор местной УК Михаил ТЕРЕЩЕНКОВ. – Проблему Евгении Шаповал изучил досконально. Изначально вода в техподполье под её домом, действительно, была. Я обратился к застройщику, он оперативно отреагировал на моё обращение: был разработан проект мелиоративного водоотводящего канала вдоль всего микрорайона. Тем самым строители отсекли попадание на его территорию поверхностных вод. Кроме того, все дома оборудованы водоотводящими желобами, отмостки и испорченный асфальт возле подъездов заменены.
Также произведена отсыпка техподполья песком. Теперь там хорошо и сухо. Я уверен, что он останется таким и весной, во время паводка.
- Все претензии Евгении и её свёкра к застройщику и управляющей компании несостоятельны, - продолжает Терещенков. – Гидроизоляция в доме есть. Все квартиры, которые граничат с этой, обследованы специальным немецким прибором, определяющим влажность стен. Никаких замечаний нет, там сухо. Поэтому если проблема и существует, то только одна – выколачивания денег этими людьми. Родственник Евгении на единственной встрече состоявшейся в мае, сказал мне: «Что бы вы ни сделали, я всё равно буду судиться с вами».
- Почему на стенах в некоторых подъездах присутствуют следы плесени?
- Это не плесень, а влага. Она поступает, видимо, в результате того, что где-то есть протечка от унитаза. Сейчас я плотно занимаюсь этой проблемой. Мы устраним её.
- Я была в квартире у Евгении. Там действительно влажно. Заключение экспертов об этом у неё имеется.
- Я тоже посещал эту квартиру раза два-три. Что увидел? Помещение само по себе устроено так, чтобы влага где-то конденсировалась. Нет двери между кухней и коридором. То есть если вскипятить чайник или кастрюлю, влага будет распространяться по всей квартире. Короба вентиляции в доме нет – есть внутренняя сплит-система, которая влагу, естественно, не поглощает. Полы – ламинат, стены – виниловые обои, потолок – натяжной. А посреди комнаты ещё и аквариум стоит. Отсюда и высокая влажность.
Задумываюсь: у меня дома дверь между комнатой и кухней хотя и имеется, но практически никогда не закрывается, на полу тоже постелен ламинат, стены оклеены виниловыми обоями, а потолок – натяжной. Однако повышенной влажности при этом не наблюдается. Высказываю свои соображения вслух, однако ответа на них не получаю.
Как и на заданный дважды вопрос, почему песок в подвале местами сырой.
Кто прав в этой ситуации, а кто виноват покажет весна. Ну или суд, который, может быть, разберётся, нарушена ли гидроизоляция в доме Евгении и насколько серьёзными являются её претензии к застройщику и управляющей компании. Мы будем следить за развитием событий.
Фото Светланы ТАРАСОВОЙ и из личного архива Евгении ШАПОВАЛ.