Руководители ТОСов: «Люди не потянут ваш капремонт!»
Вечером во вторник, 25 ноября, в городской управе состоялась еще одна встреча на тему капитального ремонта. На этот раз к разговору пригласили не всех желающих, а лишь председателей территориальных общин Калуги. А у начальника Управления ЖКХ Андрея ЛЫПАРЕВА, которому в прошлый четверг, 19 ноября, пришлось держать оборону практически в одиночку, теперь была внушительная группа поддержки в лице коллег из горуправы, регионального министерства строительства и ЖКХ, Фонда капитального ремонта, а также Госжилинспекции. Нынешний разговор, в отличие от предыдущего, получился значительно более вежливым, но не менее эмоциональным.
- У нас жителей возмутили даже не ошибки в квитанциях, а сроки программы и тариф, - взяла слово председатель ТОС «Калуга-2» Людмила ГРОМОВА. – Мои жители посмотрели программу и сразу сказали: «Мы до капремонта просто не доживем!» И еще люди спрашивают: откуда взялась эта цифра – 6 рублей 11 копеек? На каком основании производились расчеты? В Санкт-Петербурге этот тариф составляет 2 рубля. Говорю сразу: люди не потянут эту сумму!
- Тариф рассчитывался не с потолка, - заверил калужанку заместитель министра строительства и ЖКХ Егор ВИРКОВ. – Когда первоначально рассчитали его, получилась цифра 8 рублей 60 копеек. Что касается Санкт-Петербурга, то мы сами не понимаем, как они будут реализовывать свою программу. Мы можем собирать по рублю и ничего не делать. И этот рубль будет где-то оседать. Но мы должны установить такой минимальный взнос, чтобы программа работала.
По словам Виркова, Калужская область занимает 50 место из 90 регионов РФ и 12-е из 18 – среди регионов ЦФО по размеру тарифа. Так, в Костромской и Рязанской областях взнос на капремонт составляет 6 рублей, в Курской, Орловской, Владимирской и Воронежской – 6 р. 20 копеек. Жители Ярославля платят 5,86 р., Белгорода – 5,90, Тамбова – 5,98. У нашего ближайшего соседа – Тульского региона – тариф на капремонт, как и у нас, дифференцированный, колеблется в пределах от 5 до 6 рублей, в зависимости от наличия или отсутствия в доме лифта.
Журналисты, со своей стороны, попросили представить формулу, по которой был рассчитан тариф. С этой просьбой к нам часто обращаются наши читатели. Чиновники пообещали выполнить это пожелание в ближайшее время.
- И все-таки цифра «6,11» – это много! – убеждена председатель ТОС «Тайфун» Светлана МАРТЫНОВА. Она же является и руководителем управляющей компании, которая обслуживает часть домов в микрорайоне. – Мы свои дома ремонтируем текущим ремонтом. У нас установлен достаточный тариф для этого. Если капитальный ремонт и требуется, то не глобального масштаба. Я все эти стояки и кровлю к 2030 году текущим ремонтом поменяю. Получается, что жители будут платить дважды.
По мнению Светланы Мартыновой, ситуация, которую мы наблюдаем сейчас, – это следствие изначально неправильной политики по формированию тарифов на текущее содержание и ремонт, которая существует в регионе. Разумней было бы установить адекватный тариф на текущее содержание домов – он сейчас составляет 1,72 рубля, - а тариф на капремонт соответственно уменьшить.
- Если бы были нормальные средства на текущее содержание и ремонт, поверьте, тариф 6,11 не понадобился бы! – убеждена руководитель ТОС «Тайфун». – Но когда установили тариф 1,72 рубля, мы получили колоссальный недоремонт.
Есть у Светланы Мартыновой и вопросы к программе капитального ремонта – точнее, к тому, как она формировалась.
- Я на своих домах не видела ни одной комиссии по определению процента износа. Сведения об этом попросили у меня. Но это не моя обязанность, это обязанность БТИ. Просто так, на глазок, процент износа дома не определить. Это довольно сложно, для этого есть специальные формулы, расчеты.
- Получается, программа очень условная и сделана «на глазок»? – уточняю я.
- Конечно. И люди это понимают и начинают задавать вопросы. Где акты той комиссии, которая выходила на дома? Ну никто же не выходил.
И с еще одной проблемой неожиданно столкнулись жители 12 домов «Тайфуна». Они приняли решение о создании спецсчетов, оформили протоколы, но они внезапно исчезли. В недрах какой из трех структур: Фонда капитального ремонта, горуправы или Госжилинспекции – растворились документы, неизвестно. Светлане Мартыновой на этот вопрос никто не ответил.
Жителям микрорайонов «Кубяка» и «Байконур» в этом плане повезло больше: в результате действительно масштабной разъяснительной работы, которую провела местная община, люди приняли решение о создании спецсчетов, и их документы, к счастью, нигде не затерялись.
- Но здесь мы столкнулись с недоработкой, - говорит депутат городской Думы Татьяна КОНЯХИНА. – Один из пунктов протокола был о том, кто представляет интересы собственников во взаимоотношениях с Региональным оператором. Насколько я знаю, практически все управляющие компании нашего города сотрудничать отказались. Люди, когда столкнулись с этой ситуацией, просто опустили руки. Сметчиков, строителей среди них нет. Мы с нашими управляющими организациями договорились. И вот результат – спецсчета есть практически на каждом доме. Люди жалуются на то, что они хотят создать спецсчет, но им в этом никто не хочет помочь. Поэтому мы у себя создали рабочую группу, которая будет помогать разбираться с капремонтом, контролировать наш любимый Фонд и вносить свои предложения. Вот наше первое предложение: почему платежки за спецсчета за дополнительные деньги? Что за дискриминация? И второй вопрос, с которым ко мне обращаются: почему переход со спецсчета к Региональному оператору занимает месяц, а переход на спецсчет – 2 года?
Начальник Управления городского хозяйства Константин ГОРОБЦОВ Татьяну Коняхину похвалил и тут же, воспользовавшись моментом, предложил создать ли в Калуге Ассоциацию жилищных объединений Калуги. Это что-то вроде общественной организации, которая будет помогать собственникам разбираться с капремонтом.
Что касается сроков перехода на спецсчета от Регионального оператора, то они, по словам Виркова, могут быть уменьшены до одного года. Сейчас этот вопрос обсуждается в Госдуме. Парламент также рассматривает возможность отсрочки взносов на капитальный ремонт для жителей новых домов.
- В Жилищный кодекс в части программы капитального ремонта постоянно вносятся коррективы, масса моментов не закрыта, - подвел черту под разговором заместитель министра строительства и ЖКХ.
- Впредь, чтобы не было подобных ошибок, нам вместе с вами нужно поработать с населением, - добавил начальник УГХ. – Главное, чтобы не было никакого бунта, связанного с непониманием.
И как-то осталась без внимания и ответа реплика депутата гордумы Алексея ТРОХИНА:
- Причина не в ошибках в квитанции и не в размере тарифа. У нас с вами были муниципальные унитарные предприятия, которые задолжали жителям за капитальный ремонт, и он сегодня «висит» в квитанциях. Я конкретно о своем доме сейчас говорю: 238 тысяч, 260… Где деньги? Муниципалитет нам их не вернул. Мои коллеги 33 раза задавали на Думе этот вопрос, но ответа так и не получили. И сегодня людей тревожит: не будет ли снова так же?
Вопрос, естественно, повис в воздухе. Хотя, как показывает опыт общения с людьми, в истории с капремонтом именно он является ключевым.
Фото автора.