Без декораций и костюмов: калужане провели вечер с «Тартюфом»
Калужский драмтеатр давно сотрудничает с ГИТИСом.
Студенты этого знаменитого театрального вуза уже не первый раз показывают в нашем городе свои постановки.
В конце прошлого года четвёртый курс актёрского факультета ГИТИСа представил в Калуге «Сон в летнюю ночь» и «Чайку».
На на этой неделе – вновь классика: калужан пригласили на комедию «Тартюф» по знаменитой пьесе Мольера. В ролях – всё тот же четвёртый курс. А поставила спектакль выпускница ГИТИса Татьяна Морозова, которая в 2003 году сама играла в «Тартюфе» роль служанки Дорины.
Как рассказывали студенты, готовились они долго, это был непростой спектакль. Премьера состоялась в январе.
Никита Мазин в роли Тартюфа.
Кстати, пьеса «Тартюф» написана в 1664 году! И ставят её достаточно часто. «Тартюф» шел в Ленкоме, в Малом театре, театре на Малой Бронной, театре на Таганке.
Знаменитая постановка была во МХАТе, где главные роли исполняли Станислав Любшин, Анастасия Вертинская, Александр Калягин.
А в 1992 году режиссёр Ян Фрид снял мюзикл, где в главных ролях блистали Михаил Боярский, Лариса Удовиченко, Ирина Муравьёва, Анна Самохина.
Напомним сюжет бессмертной классики: глава семейства богач Оргон приютил прохвоста Тартюфа. Тот втёрся в доверие к хозяину дома.
Оргон полностью очарован им, верит каждому его слову и видит в нём умного, скромного, благородного, набожного и бескорыстного человека. Домочадцы - в шоке и пытаются доказать, что Тартюф вовсе не такой.
Но Оргон даже слушать ничего не хочет, считая, что его родные погрязли в грехах. Он хочет породниться с Тартюфом, заставляя свою дочь выйти за него замуж. Истинная сущность гостя дома проявляется, когда Оргон неосмотрительно переписывает на него дом и свои капиталы.
Актёры одеты в обычную повседневную одежду.
Минимализм на сцене
Как известно, ГИТИС любит экспериментировать. И в этот раз на сцене – абсолютный минимализм: четыре обшарпанные белые двери и посередине – серая, деревянные стол и стул. Костюмы… трудно назвать это костюмами, просто обычная одежда, будто студенты только что были на занятиях, а теперь вышли на сцену. Скорее всего, режиссер таким образом хотела почеркнуть, что комедия актуальна и в наши дни.
Ни париков, ни грима. Девушки, исполняющие возрастные роли, одеты в брючные костюмы. Они пытаются выглядеть старше, но всё-таки странно смотрится, когда на сцене все герои одного возраста.
Мариана – дочь Оргона, которую хотят выдать замуж за Тартюфа, была одета в пышную розовую юбку из фатина, а в руках держала игрушки, возможно, так режиссер хотела показать юность и даже детскость, героини.
Сценография - простейшая, все внимание направлено на игру актёров.
Много цвета и света
Тартюфа сыграл Никита Мазин, который с первых минут своего появления на сцене, проникновенным взглядом ввел зрителей в гипнотический транс.
Роль Оргона исполнил 20-летний Владимир Плётнёв, весь вечер державший зал в напряжении. Яркая работа и у Анны Никифоровой, сыгравшей жену Оргона Эльмиру.
Спектакль шёл 2,5 часа с антрактом. Играл ГИТИС достойно. Были и яркие эмоции и страстные поцелуи, приведшие зрителей в полный восторг - на такие сцены зал живо реагировал аплодисментами.
В спектакле очень мало музыки. Нам, привыкшим к музыкальным калужским спектаклям зрителям, её недостаёт. Зато много света.
Свет здесь - на главных ролях, им выделяются мизансцены, подчеркиваются акцентные реплики, двери в которые вбегают и выбегают актёры, окрашиваются в разные цвета. Именно свет добавляет в действие динамизма.
Светом и цветом выделены акцентные моменты в спектакле.
Познакомился с Калугой
Отыграв спектакль, студенты сразу уехали в Москву. На следующий день студент ГИТИСа Владимир Плетнёв, написал в соцсетях:
- Только вернулся в Москву из Калуги! В этот раз свободного времени было чуть больше, поэтому моя страсть к неизвестному в новых городах опять взяла верх!
Удалось познакомиться с Калугой поближе, нежели в прошлый раз! Одним словом, я бы сказал, что Калуга - губерния! Для меня точное попадание в историческом значении термина!