В литературном клубе Калуги три часа говорили о безумии писателей и литературных героев
Литературный клуб «Книжное дело» появился в Инновационно-культурном центре пять лет назад. Инициатором его создания стала художественный руководитель ИКЦ Анна СЕНАТОВА.
О предстоящих встречах клуба сообщают в соцсетях ИКЦ. Любители литературы обсуждают книги, читают вслух, встречаются с писателями и поэтами. В этот раз на заседании клуба был аншлаг.
Поговорить на тему «Нормальность vs безумие литературных героев» собралось столько гостей, что стульев не хватало, пришлось принести дополнительные.
- Я в приятном изумлении, обычно наш костяк составляет 10-12 чел. Такой массовый наплыв. Боже, какая прелесть! – открыла заседание клуба Анна СЕНАТОВА. - У нас нет чёткой даты, мы встречаемся два раза в месяц. Не расходимся очень долго, спорим, уходим после того, как в ИКЦ уже заперты двери.
Скоро осень, и наши заседания будут особенно уютными. Обычно мы пьем чай. И, если будут много участников, придется купить дополнительно чайный сервиз.
Здесь очень здорово вечером, когда смолкают звуки репетиций, уходят люди, и охранники запирают двери изнутри. Потом мы в глубокой ночи выходим отсюда наощупь, подсвечивая дорогу фонариком.
Страшно, аж жуть
В этот раз заседание тоже затянулось на три часа. Постоянные участники пришли с сумками, полными книг и аккуратным пометками в блокноте.
Анна Сенатова привела, как пример безумия книгу Стивена КИНГА «Сияние» (есть и такой фильм с Джеком НИКОЛСОНОМ в главной роли). Пересказывать содержание в клубе не принято, иначе читать будет не интересно, но фабулу рассказать не возбраняется.
В «Сиянии» бывший учитель Джек приезжает в отель со своей семьей: женой и сыном Дэнни. При этом Джек после увольнения стал выпивать и однажды сломал руку сыну.
В отеле происходят странные события. А Дэнни — ясновидящий, он «сияет». Мальчик начинает видеть ужасные вещи. А Джеком постепенно овладевает негативная энергия, и он начинает преследовать сына и жену...
Идея романа пришла Кингу во сне во время поездки в отель «Стэнли», в Колорадо. Кинг не мог там спать. Ему снился кошмар, как сын бежал по коридорам и кричал - за ним гнался пожарный шланг.
Книга была написана очень быстро. Только одна сцена долго не давалась писателю, когда к Дэнни бросается полуразложившийся труп женщины из номера 217. Кингу самому становилось страшно, когда он пытался описать её.
- Кинг не скрывал, что книгу написал о себе, он всё время боролся с подсознательным а иногда осознанным желанием навредить своим детям, своему сыну – разве это не патология? – спросила Анна Сенатова.
Не все согласились с ней. Одна из участниц клуба предположила, что мысли - это ничто, пока не превращаются в опасные действия. И тем более, если человек критически к ним относится.
Книгой же про нормальность Анна Иосифовна назвала «Семейную хронику» Сергея АКСАКОВА:
- Про абсолютный уют, нормальность, сельскую жизнь, счастливое детство. Читаешь и понимаешь: из этого мальчика маньяк никогда не вырастет.
Участники встречи делились книгами.
Свести с ума
- В прошлый раз у нас возник вопрос про душевное нездоровье, - пояснил инициатор встречи Роман ХЛОПНИКОВ. – Классический пример сошествия в ад - «Мелкий бес» Фёдора СОЛОГУБА.
Мне здесь больше интересен даже не главный персонаж, который сошел с ума, а условия - мелкий провинциальный город. И в нём больное отношение к власти.
Герой сходит с ума, во-первых, потому, что все хотят его на себе женить, во-вторых, он очень хочет продвинуться по службе.
В итоге, охомутала его одна дальняя родственница, которая сказала, что у неё есть знакомая княгиня, пообещавшая ей, что если они поженятся, его сделают уездным инспектором, а не просто гимназическим учителем.
Он женился, и оказалось, что история про княгиню - вымысел. Это окончательно подтолкнуло героя в пучину безумия.
Я пытался вспомнить книгу про душевное здоровье, это было проблемой. Потом на ум пришёл роман Фэнни ФЛЭГГ «Жареные зелёные помидоры в кафе «Полустанок». Там тоже маленький город. Нельзя сказать, что жизнь в нём происходит без потрясений.
Но у там у жителей какое-то доброе отношение друг к другу. Так влияет место: в одном нормальная обстановка, а другое может просто свести с ума.
Взгляд изнутри
О безумии развернулись бурные дискуссии, участники клуба высказали мысль, что писать книги о сумасшествии имеет право только человек, который сам переносит подобное и может об этом рассказать изнутри. Это поддержала Инна ДЕГТЯРЁВА, которая принесла на заседание клуба несколько книг.
Инна Дегтярёва назвала вдохновляющей книгой мемуары княгини Зинаиды Шаховской.
- В книге «Неизлечимые романтики. Истории людей, которые любили слишком сильно» я прочитала цитату: «Если вы считаете человека нормальным, вы его просто не знаете», - Инна достала одну из подготовленных книг. - Эта книга не художественная, это записки психиатра. Автор Фрэнк ТЭЛЛИС приводит случаи из практики.
И я хочу продолжить мысль о том, что книги о ненормальности, пишут люди, прошедшие через это состояние. Приведу в пример сборник новелл Дэвида Фостера УОЛЛЕСА. Многие знают об этом авторе по его книге «Бесконечная шутка».
Мне было очень интересно узнать его жизнь. Родился Дэвид в семье профессоров, где мама с папой перед сном читали вслух «Улисса». Девид учился увлекался спортом, потом повернулся к литературе.
И в какой-то момент стал страдать тяжёлой депрессией. Прошёл лечение, в том числе шоковую терапию. Но врачи не смогли ему помочь, он покончил с собой. Вы представьте, в каком состоянии он писал книгу!
Это книга непростая, герои не простые. Я остановилась на 214 стр. и пока отложила её.
Ещё одна книга, которую я в последнее время читаю и читаю, - воспоминания княгини Зинаиды ШАХОВСКОЙ «Таков мой век». Шаховская жила в сложное время, обстановка была тяжёлая, она пережила ужасные моменты.
Но поражает её сила духа, внутренний стержень и её интеллигентность. Мне так приятно читать эту книгу. Эта сила духа вдохновляет. И эту книгу я бы отнесла к душевному здоровью.
Нормальных меньше
Среди книг о безумии на заседании клуба вспомнили произвезения ДОСТОЕВСКОГО, ЧЕХОВА, ГОГОЛЯ, «Заводной апельсин» Энтони БЁРДЖЕССА, «Парфюмер» Патрика ЗЮСКИНДА, «Коллекционер» Джона ФАУЛЗА, «Пролетая над гнездом кукушки» Кена КИЗИ, «Молчание ягнят» Томаса ХАРРИСА, «Похороните меня за плинтусом» САНАЕВА, «Сивиллу» Флоры ШРАЙБЕР - история женщины, в сознании которой существовали 16 различных личностей.
На встречу пригласили психолога наталью ИВАНОВУ, которая рассказала, что, по мнению ВОЗ, считается психическим здоровьем. А в конце встречи проанализировала роман ФИЦЖЕРАЛЬДА «Ночь нежна» .
Из нормальностей называли «Маленький принц» ЭКЗЮПЕРИ, «Менсфилд-парк» Джейн ОСТИН, произведения ОСТРОВСКОГО и ФОНВИЗИНА и упоминали соцреализм, например, героев ШУКШИНА. При этом некоторые завсегдатаи клуба заметили, что неправильно приравнивать нормальность к заурядности.
А Маргарита БЕНДРЫШЕВА даже провела небольшое исследование и разделила книги о безумии на несколько тем.
- Первая: действие разворачивает в сумасшедшем доме, например, «Палата № 6», «пролетая над гнездом кукушки», «Планета Ка-Пэкс», - объяснила Маргарита, - второе: как человек безумный влияет на своё окружение – «Заводной апельсин» и третье: как человек не безумный, а просто отличающийся от остальных, кажется безумным – «Идиот» Достоевского.
Участники клуба долго рассуждали, что есть норма, а что безумие, пришли к выводу, что границы этих понятий размыты. Было предложено, если тема так интересна, продолжить её и даже пригласить на заседание клуба психиатра.
А осенью на очереди в литературном клубе - готические истории. Готовьтесь, будет страшно.