В Калугу привезли «Венецианский карнавал»
В Калужском музее изобразительных искусств открылась выставка винтажных масок из Германии, Испании, Италии начала ХХ века. Маски шикарные. В их оформлении использованы бархат, кружево, шёлк, полудрагоценные камни, золото, ручная роспись.
На выставке можно почувствовать себя гостем венецианского карнавала, «прогуляться» по старинным улочкам Венеции.
Вокруг – картины с видами мостов и венецианских каналов. Со стен на зрителей «смотрят» маски. На мониторе идёт фильм об итальянских мастерах и карнавале.
Кто скрывается за маской
На отдельном столике в зале – несколько масок, в них можно фотографироваться.
Выбирайте маску, делайте фотки.
Гости выставки устраивают фотоссесии.
- Совсем другой человек, совершенно меняешься, - делятся впечатлениями посетители, примеряя разные образы. – Представляете, если бы ещё и костюм был!
На карнавале в Венеции так и перевоплощались. В масках знакомились, устраивали тайные свидания, задумывали интриги.
Говорят, что мужчинам нравились дамы в маске «Моретта». Это – чисто женская маска, черная, бархатная. По форме напоминает лицо без прорези для рта.
Маска Моретта пришла в Венецию из Франции. Сейчас она очень редкая и делается в основном на заказ.
Маска без завязок. Дамам приходилось зажимать её с внутренней стороны зубами и молчать.
А мужчин радовало, что спутницы не досаждают им пустой болтовнёй.
Сами кавалеры предпочитали маски «Баута» (так называли чудовище, которым пугали детей, некий итальянский бабайка). Маска имеет треугольную форму и полностью закрывает лицо.
Маску Баута венецианцы особенно любили. Её носили мужчины и женщины
Нижняя часть маски немного выступает вперед, поэтому человек спокойно мог пить и есть, не снимая её. Из-за такой конструкции менялся и голос, становился приглушенным, поэтому никто не мог опознать хозяина маски.
«Бауту» часто выбирали знатные горожане, любившие инкогнито ходить «в народ». Считается, что именно в ней появлялся Казанова.
Маска «Доктор Чумы» со временем стала не страшной. Современные венецианские мастера делают её яркой.
Маска «Доктор Чумы» с длинным клювом использовалась во время эпидемии. Её надевали доктора. В длинный клюв клали различные ароматические масла, дезинфицирующие соли, чеснок, можжевельник, гвоздику. Верили, что это защищает от заразы.
Образ дополнял чёрный плащ, перчатки и палка, которой они прикасались к больным. Этот нагоняющий ужас образ потом переняли и аристократы. Маска помогала избавиться от стоявшего в городе чумного зловония. Позже она перешла в карнавал.
Четыре главных образа
На выставке «Венецианский карнавал» - 58 инсталляций с закрепленными на них масками.
- Это всё - ручная работа, - говорит сотрудник Калужского музея изобразительных искусств Елена САНДАКОВА, - Вообще венецианская маска имеет четыре формы:«Кот» (Гатта), «Гражданин» (Вольто), «Баута» и «Венецианская дама». И на их основе есть масса вариаций.
Маска «Вольто». Работа современных венецианских мастеров. роспись акрилом с использованием парчи, перьв, бусин, лент.
- Самая загадочная маска – «Венецианская дама». Здесь всегда богатый декор. Мастер фантазирует, и заказчик вносит свои предложения. Я бы, попав на карнавал, выбрала маску «Дама» или «Кот». Кстати, «Кот» – единственная венецианская маска, изображающая животное.
Образ на карнавале обычно дополняет плащ. Если маска «Баута» или «Доктор Чумы», то - чёрный плащ и треуголка. У дам – красный плащ.
Маска «Венецианская дама», изготовленная в Италии в начале ХХ века.
Маска «Кот», работа современных венецианских мастеров.
Сохранить загадочность
Наряды к карнавалу жители Венеции готовили в течение всего года. Маски всегда были произведениями искусства.
Тайны их изготовления передавались из поколения в поколение. Делали маски из особых видов гипса, папье-маше, кожи, фарфора, меди. Украшали сусальным золотом, перьями, драгоценными камнями, изысканными тканями, росписью.
Персонажи в масках должны были соблюдать определенные правила: общаться жестами или перешёптываться, при встрече и прощании - раскланиваться. Главное – сохранить загадочность.
Маска «Джокер». Работа современных венецианских мастеров. Авторская роспись акрилом с использованием лент, декупаж.
Карнавальные маски можно увидеть в Калуге до 1 мая. Каждую субботу в рамках выставки будут проходить мастер-классы по росписи венецианской маски. Группы небольшие, поэтому сотрудники музея просят предварительно записаться.