Забастовки, власть и стриптиз: с чего начиналось калужское телевидение
30 лет назад - 7 сентября 1990 года в нашем городе началось регулярное телевещание. Сюжеты шли без цензуры, снимали всё: от мэра и забастовок до стриптизёрш.
В этот день мы встретились с первым телеоператором появившейся в Калуге телекомпании Александром ОРЛОВЫМ. Он поделился с нами тем, как всё начиналось три десятилетия назад.
- В конце 80-х годов я работал на заводе, и был кинолюбителем, - рассказывает Александр Николаевич. - Перед рождением первого сына на отпускные деньги исполнил свою мечту и приобрел в магазине «Этюд» кинокамеру. Снимать не умел, поэтому в Белинке перечитал все, что можно по этой тематике. И это мне здорово помогло.
Александр ОРЛОВ с первой видеокамерой телевидения Panasonic М7, которая стоила чуть дороже чем новенький «Жигули».
Время шло. Я посупил в ЗНУИ (университет искусств). Стал руководителем очень популярной кино-фото студии «Взор». В 1990 году в Калуге проходил областной конкурс любительских фильмов. Я участвовал со своей работой о Викторе Брежневе. Жаль, что сейчас мало кто помнит этого потрясающего человека, основателя ежегодного весеннего слета со сплавом на реке Калужке. Он погиб при сплаве в горах Тянь-Шаня... И вот после конкурса ко мне подходят два человека и предлагают поработать на калужском телевидении. Они искали оператора.
Это еще времена СССР. Перестройка. Горбачев. Резкие перемены. Какое телевидение в Калуге, этого не может быть! У меня стабильная работа, как все бросить и уйти в неизвестность? Но я мечтал снимать! И решил рискнуть. Помню, как в конце августа захожу в телекомпанию, которая располагалась под телевышкой, ко мне подходит ее гендиректор Александр Бурцев, в руках у него камера, я никогда в жизни такой не видел - Panasonic М7 - чуть дороже, чем новенький «Жигули» с конвейера, причём в долларах. Протягивает ее мне и говорит: «Саш, завтра у тебя съемка!» Начинался новый учебный год.
Приказ №1
- Основателями калужского телевидения были два родных брата. Старший - Александр Бурцев – гендиректор, талантливый организатор, он закончил Бауманский. Младший – Юрий Бурцев – закончил колледж культуры, но уже через год поступил в Ленинградский государственный институт театра музыки и кинематографии. С Юры начиналось всё творчество. Он был и журналист, и режиссер, и водитель, и владелец транспорта – собственного «Москвича». С 1988-89 годов они снимали ролики, предвыборную компанию, были и эфиры, но от случая к случаю.
А регулярное вещание в Калуге началось 7 сентября 1990 года. Раз в неделю была калужская врезка на Пятом питерском канале перед программой «Пятое колесо». И это можно считать датой основания калужского телевидения.
Я оказался первым человеком, принятым на работу в «Калужскую телекомпанию» на должность оператора. В моей трудовой книжке есть запись от 2 сентября 1990 г. Приказ №1К. Буква «К» означала кооператив. Да, тогда это был кооператив! Но в стране всё быстро менялось. Вскоре потребовалась лицензия на вещание. Через полгода, 20.02.1991 г., произошла перерегистрация. Мы стали не кооперативом, а средством массовой информации - Ника ТВ. Хотя заставка «Ника» была изначально и при кооперативе.
Нынешний уполномоченный по правам человека в калужской области Юрий Зельников в 90-е годы курировал телевидение. Шли долгие обсуждения по вопросам слияния Ника ТВ и КЭТ с учредителями этих телекомпаний.
И пошло развитие! В декабре 1991 года появляется телекомпания КЭТ - чисто развлекательная, снимали легкие сюжеты и показывали западные фильмы: боевики, комедии, эротику. Раньше это можно было увидеть только в видеосалонах, которые пооткрывались по всей стране в том числе и в Калуге, да и билет не достанешь. А в 1992 году образовалось ГТРК.
Потом произошло слияние Ника ТВ и КЭТ, к тому времени КЭТ уже, можно сказать, прекратило свое существование по финансовым причинам.
Первый гендиректор Калужской телекомпании Александр Аркадьевич Бурцев.
Зрители нам все прощали
- На момент вещания телекомпания состояла из шести человек: гендиректор, бухгалтер, режиссер, телеоператор, монтажер – он же и звукооператор, видеоинженер. Работать было очень интересно: надо звук писать, использовать разные приемы. Самой первой нашей передачей был тележурнал «Панорама» в жанре аналитическая публицистика – развернутые интервью. Шел он час. Сейчас я считаю, что это было тягомотно и неинтересно, но в то время так снимали. Думаю, за образец была взята передача «Пятое колесо» на ленинградском канале.
Мы - молодые, ничего не умели, но у нас было огромное желание сделать свое телевидение. И зрители полюбили нас, несмотря, ни на что. И прощали нам все! Даже качество эфира, которое, мягко говоря, оставляло желать лучшего - формат VHS (Video Home System). При монтаже страдало качество.
Чем аналоговое телевидение отличается от цифрового? В аналоговом с каждым процессом перезаписи качество хуже, цифра же клонирует. Бывало, что и картинка в эфире рвала: раз - и полосы пошли. Потому что видеомагнитофон перегрелся, так как работал с утра до вечера. И вот утром начинается монтаж, вечером нужно выдавать материал в эфир, а техника еще не остыла.
Под Новый год – 30 или 31 декабря 1990-го – мы провели первый Прямой эфир. Поставили елочку, дали свет помощней и устроили викторину. Юра Бурцев был мастером организовывать такие вещи. Назвали победителя, запустили в эфир клип, а сами быстро поехали за ним, тут же привезли, посадили перед камерой. Это была фантастика!
Александр Орлов и Юрий Бурцев.
Кассету передавали в Москву с машинистом
- Сначала мы ютились в маленькой комнатушке под телевышкой. А потом переехали на ул. Суворова в здание ГПИ 8. Некоторое время в эфир не выходили, переоснащались, но для федеральных каналов снимали.
Купили первую камеру Super VHS (Россия в тот период снимала в этом формате). А видеомагнитофона Super VHS не было. Мы снимали монтажно, делали готовые сюжеты. Тут же садились с Юрой на его зеленый «Москвич», ехали на станцию «Калуга 1» и передавали кассету машинисту электрички. Потом возвращались, звонили в Москву – встречайте.
В 1991 году к нам пришел Александр Марин и начался такой взлет! Марин изначально был звездой. Живой, эрудированный, креативный. Он мне потом рассказывал, что шел из гаража и случайно пересекся с Юркой Бурцевым, тот говорит: «Ты чем занимаешься, приходи к нам журналистом». И Марин пришел. А потом привел своего друга по Бауманскому институту Юрия Антипова. То, что они делали, было очень мощно!
Я заметил, что ребята, которые кончали технический вуз, были просто асами жесткой информационной журналистики. А у тех, кто приходил из педа, лучше получались передачи художественной направленности.
Юрий Антипов в студии отсматривает отснятый материал.
Главные сюжеты
- Съемок было много. Помню, пришли к главе администрации Дерягину. Там все удивляются: «Вы кто? Телевидение? Ребята, у нас в Калуге нет телевидения!» А тут какие- то пацаны с камерой заявились и утверждают, что есть!
Стали делать регулярные Прямые эфиры. Мэр Черников, потом Минаков отвечали на вопросы калужан. И многое решалось, социальная напряженность уходила.
Снимали в горсовете и облсовете. Там такие бурные дебаты шли, крики, все эмоционально, но без драк. И показать могли, что угодно. Не было табу ни на что, не было цензуры сверху.
Самый важный, на мой взгляд, сюжет мы сняли в начале 90-х. Приехали с Юрой к мэрии Калуги. Он говорит: «Сейчас будут флаг опускать». И я вижу, как опускается флаг СССР. Я не понимал, что происходит, у меня и сейчас слёзы на глазах. Я же родился в СССР! Мне тогда стало как-то не по себе. Потом вижу: достают триколор и вешают его. Этот сюжет тут же у нас забрали и показали по российскому ТВ, что Калуга стала одним из первых городов, где на мэрии вывешен российский флаг.
Снимал я и первую забастовку под Обнинском. Очень тяжелая съемка, это мужики и они отказываются от пищи. Делали сюжет и про чернобыльцев, как они борются за свои права. Переживаешь, всё через себя пропускаешь.
Молодые телеоператоры на крыше здания ГПИ 8. Их обучали с нуля.
Звезды зазвездившиеся и не очень
Александр Орлов снимает концерт Жанны Агузаровой на стадионе.
Удалось поснимать мне и разных звезд. Сейчас из молодежи мало кто знает Жанну Агузарову, а в 90-х это была звезда №1. Выступала она на стадионе 9 сентября 1990 года. Народ ждет, а концерт никак не начинался. И тут её на машине ввозят на стадион. Она начинает с нами общаться и вдруг говорит: «Видите там звезда. Она так ярко светит, а рядом с ней планета, покажите эту планету». Я думаю: «Так странно», но поднял камеру вверх, типа планету показал. А когда она вышла на сцену и запела, это было нечто! Творилось что-то неописуемое. Люди выходили на беговые дорожки, танцевали в проходах между скамейками. Я просто наслаждался съемкой. А что началось после эфира! Столько звонков: «Ради Бога, покажите еще. Скиньте, я вам принесу кассету»…
А через некоторое время я снимал «Браво». У них был новый солист и Женя Хавтан меня попросил: «Не снимай Сюткина, как народного артиста. У нас только что Агузарова ушла, зазвездилась».
Я не знал, кто такой Сюткин, но, когда его услышал, полюбил эти песни. Сюткин потом тоже зазвездился и ушел. Вот такая судьба у моего любимого коллектива.
Интересный случай был с Эдитой Пьехой. Она приезжала в Концертный зал. Сначала снимали интервью, потом концерт. Она поет, а я с камерой вокруг неё хожу и в какой-то момент оказываюсь почти перед ней - красивый кадр. Вдруг она останавливает концерт и спрашивает у зрителей: «Что случилось?» Они ей что-то отвечают. Она мягким голосом очень доброжелательно успокаивает зал: «Поймите, это ваше местное телевидение. Они работают, чтобы мой концерт увидели те, кто не сумел прийти». И даже взгляда с укором на меня не бросила. Но я уже старался никому не мешать.
Сенсационное тело
А однажды в Калугу приехала стриптизерша. Это была сенсация! Как гром среди ясного неба.
Тогда же можно было всё, никаких границ. Поехали снимать. Народу – битком. Полумрак. Выходит женщина в черных колготках в сеточку и купальнике… Ну не интересная совсем. И начинает художественно ходить по сцене, делать красивые па.
Мужики в зале шумят, волнение, крики. Скажу честно, мне не понравилось. Потом выяснилось, что она к тому же была беременная. Но после выхода сюжета звонки не умолкали. Молодежь: «Ура!», старики: «Вы что себе позволяете?! Кто вам разрешил!?»
Александр Марин с очень крутой по тем временам камерой Super VHS.
Путч
- Конечно, запомнился мне август 1991 года. Прихожу на работу, мне говорят: «Саш, в Москве ГКЧП». Тут же пошли разные слухи, что будут массовые аресты, приготовлено огромное количество наручников. Две ночи были очень напряженными. Мы практически ночевали на работе.
Поехали в Москву. Первая точка съемки - где погибли люди. Потом я увидел громадную демонстрацию. Памятник Дзержинскому уже снят. Лежит на боку и памятник Свердлову недалеко от Большого театра. Свердлов в очках с портфелем, а на шее - петля толстенного каната и табличка, крупными буквами: «Палач». Я был просто в шоке! Что творится!
И вдруг на велосипеде подъезжает молодой человек лет 30-35. А я съемку уже закончил. Он спрашивает: «Вы с телевидения? Я хочу сделать заявление. Я против того, что происходит» И начинает объяснять, что это наша история… Его тут же окружает толпа, начинается гвалт. В это же время подъезжает громадная машина, за петлю на шее памятник Свердлову грузят на длинный грузовик и увозят. Ох, как это было страшно!
Клип в подарок
- Телевидение развивалось, достали камеру, которая снимала в формате Betacam в системе SECAM. Тяжелейшая техника. Камера с полным снаряжением весила 14 килограммов. Некоторые операторы с федеральных каналов, поднимая ее вверх, падали. Такая техника требовала особого отношения. Мы учились обращаться с ней.
Самой популярной программой на калужском телевидении очень долго была «Поздравляем вас», которую вела Галина Никоненко. Можно было заказать клип в подарок. За клипами Бурцевы ездили в Москву. Интересную программу вел режиссер Николай Троицкий, он беседовал с разными известными калужанами... Мы постоянно что-то новое придумывали, старались заинтересовать зрителей.
На телевидение я отработал 27 лет. Мой старший сын закончил ВГИК, работает в Останкино на федеральном канале. Я же сейчас работаю дедушкой.