Авиарейс отменён: как вернуть деньги за билеты

Оксана ИВАНОВА
16:21 14.07.2020
4 5992
Фото Ольги СЕРГЕЕВОЙ.

Своими советами с читателями «Перекрёстка» делится калужанка Ольга СЕРГЕЕВА, которая попала в такую ситуацию и вышла из неё победителем.

Ольга собирала чемодан, радовалась предстоящей поездке в Крым, когда ей на мобильный позвонили.

— Ольга Константиновна? Вас беспокоят из авиакомпании. К сожалению, ваш рейс до Симферополя отменён. Приносим свои извинения, — ​сообщил ей приятный женский голос.

Это было вечером в понедельник, 29 июня. Лететь в Крым Ольга, её муж и дети должны были через день, 1 июля.

Игра на вылет

— Билеты на самолёт мы купили в начале марта на сайте авиакомпании. Они обошлись нам в 40 тысяч руб­лей, — ​говорит Ольга. — ​Когда начался карантин, я, конечно, волновалась, что рейс отменят. За неделю до вылета позвонила в аэропорт. Мне сказали, что всё в порядке. Поэтому, когда мне сообщили, что мы никуда не летим, очень расстроилась. Думала, всё, наш отпуск пропал.

В аналогичной ситуации оказались сотни ­россиян. Компания массово отменяла рейсы по всей стране.

— Сначала мне ­предложили вылет из Шереметьево, — ​рассказывает Ольга Серге­ева. — ​Но лететь в Крым оттуда —­ ­­​­сомнительное удовольствие, особенно если у вас маленькие дети. Нам бы пришлось потратить на дорогу не меньше шести часов. К тому же это международный ­аэропорт, риск столкнуться с коронавирусными больными гораздо выше. Поэтому от предложения лететь из Шереметьево я отказалась.

После этого представитель компании предложила Ольге вернуть деньги на ваучер. Это некий документ, стоимость которого равна стоимости билетов. Его можно использовать в течение определённого времени при перелёте по другим направлениям, которые выполняет авиакомпания.

— От ваучера я тоже отказалась. Пока дети маленькие, другие направления, кроме Крыма, в ближайшие пару лет меня вряд ли заинтересуют. К тому же нет желания пользоваться услугами компании, которая один раз меня уже подвела. Я ответила, что намерена добиваться полного возврата денег, которые потратила на билеты.

После этого звонка Ольга обратилась в региональное управление Роспотребнадзора, специалисты которого подтвердили: компания обязана вернуть деньги в полном объёме.

Дважды в одну воронку

Что делать дальше, Ольга Сергеева уже представляла. Дело в том, что два года назад она попадала в подобную ситуацию. В 2018-м Ольга пыталась улететь в Крым на самолёте печально известной компании «Саратовские авиалинии». Билеты она купила в феврале, а в мае у авиа­перевозчика отозвали лицензию. Деньги за пропавшие билеты компания обещала вернуть в течение 30 дней, но не сделала этого.

— Я нашла в социальных сетях группу, в которой общались пострадавшие пассажиры этой авиакомпании. Люди рассказывали, как они пытаются вернуть свои деньги. В этой группе мне посоветовали написать на электронный адрес перевозчика претензию, что я и сделала в середине июня. Кстати, все переговоры советую вести только в письменном виде: это может пригодиться в суде, он рассматривает в том числе и электронную переписку.

Реакции на это письмо не последовало, поэтому в середине июля я направила в компанию претензию по почте ценным заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. По-­хорошему это нужно было сделать ещё в мае, как только стало известно, что перевозчик лишился лицензии.

После получения уведомления о вручении письма нужно отсчитать 10 дней. Если в течение этого времени компания не возвращает вам деньги, то начинают начисляться пени: ​3% от стоимости билетов ежедневно.

Специалисты регионального Роспотребнадзора, куда я обратилась за консультацией, помогли мне составить исковое заявление. Они же представляли мои интересы в суде.

Деньги за билеты авиакомпания вернула Ольге в конце августа 2018 года, но не по решению суда, а по собственной инициативе. Тем не менее в Роспотребнадзоре Ольге посоветовали довести дело до конца и взыскать с перевозчика штраф, неустойку, пени и компенсацию за моральный вред.

— Было три-­четыре судебных заседания. Несколько раз их переносили из-­за неявки представителей компании. Финальное заседание состоялось в феврале 2019 года. Мне присудили около 60 тысяч руб­лей.

Когда Ольга получила судебный приказ и исполнительный лист, ­«Саратовские авиалинии» прекратили своё существование и проходили процедуру банкротства.

— Я опасалась, что не смогу получить деньги, которые мне присудили. По совету участников той самой группы пострадавших пассажиров я отправила в банк ответчика заказным письмом оригинал исполнительного листа, к которому приложила заявление со своими реквизитами. Банк отреагировал очень быстро. Буквально через неделю после получения письма мне перечислили всю сумму, которую суд постановил взыскать с ответчика.

Снова в суд

Возвращаясь к истории этого года. 29 июня член совета директоров авиакомпании Анна Подгорная извинилась перед пассажирами за сложившуюся ситуацию и заверила, что деньги за билеты им вернут в течение 2-3 дней.

— Денежные средства возвращаются в полном объёме, и не ваучерами, не гарантийными письмами, а именно живыми деньгами, — ​заявила Подгорная в интервью федеральным СМИ. — ​Инструкцию вы получите в SMS или по электронной почте.

«2-3 дня» давно прошли, но денег за билеты — ​40 тысяч руб­лей — ​Ольга так и не дождалась. На прошлой неделе она направила авиакомпании досудебную претензию, которую предварительно согласовала со специалистами Роспотребнадзора.

— Документы я отправила, как и в прошлый раз, по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. После получения уведомления отсчитаю 10 дней. Если за это время мне не вернут деньги, обращусь в Роспотребнадзор, в суд и дальше буду действовать по той же схеме, что и 2 года назад.

Кстати, Ольга не советует отменять билеты на сайте авиакомпании.

— Читала, что были случаи, когда перевозчик расценивал это действие как добровольный отказ пассажира от поездки и не возвращал деньги.

P.S.

…В Крым Ольга и её семья всё-таки поехали. На своей машине. Там она узнала, что их обратный рейс из Симферополя на 15 июля авиакомпания тоже отменила. На вопрос, попытается ли она снова отправиться в Крым самолётом, ответила:

— Если только это будет регулярный рейс крупной авиакомпании. 

  Кстати  
— Если вы оплатили билеты картами Виза/МастерКард/Маэстро, есть ещё один способ вернуть деньги — ​прибегнуть к «Чарджбэку», — ​говорит Ольга Сергеева. — ​Это банковская процедура возврата денежных средств за неоказанную услугу. Подробнее о ней можно узнать в том банке, где вы обслуживаетесь. Чтобы запустить процедуру, нужно направить в банк претензию к компании, скриншоты переписки с её представителями. Обычно процесс длится около двух месяцев. Я эту процедуру до конца не прошла, поскольку деньги мне вернули раньше. 

  Обратная связь  

Уважаемые читатели!
А вам приходилось оказываться в таких ситуациях? Как вы выходили из них? Ждём ваших историй на наш 
e-­mail: perekrestok@kp.kaluga.ru

Эта статья была опубликована в №29 газеты «Калужский перекрёсток» от 15 июля 2020 года

Лента настроения
15 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 4 комментария
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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