«Улицы – наши кисти»
Калужский художник Пётр ЧУМАКОВ уверен, что без взаимодействия со зрителем современное искусство невозможно.
Март. Калуга. Улица Кирова. Пенсионерки сидят со своим нехитрым товаром: домашними закрутками. Рядом с ними примостился молодой человек. Он продаёт … Снежки в трёхлитровых банках. Белые снежки стоят по 100 рублей за одну штуку, цена цветных варьируется от 8 до 15 тысяч. Люди проходят мимо, ухмыляются. Вот чудак. Снег продаёт.
Необычным продавцом оказался художник Пётр Чумаков.
— Это художественная акция, — рассказал Пётр. — Цель — популяризация искусства и критика общей художественной ситуации, калужской, в частности.
Пётр был удивлён, что в таком городе, как Калуга, нет художников-акционистов.
— Меня это задело. Надо что-то менять. А кто, если не мы? — говорит художник.
Выход за границы обыденности
— Музеи окаменели, они неживые. Да и художнику-акционисту нет в них необходимости. Чтобы что-то показать, достаточно выложить работу в Интернет. Да, так, наверное, даже интереснее. В современном мире социальные сети стали новыми площадками. Именно там гораздо больше людей могут увидеть и оценить твой проект, — говорит Пётр.
Вот и его работа — на белом снегу цветная надпись: «Искусство сиюминутно» — разлетелась по всемирной паутине.
— Один из лучших комментариев среди тех, что оставили под этим фото, написала девушка: «Я еду на работу, и у меня улучшается настроение». Это и было целью, — рассказывает художник. — Зрители в Калуге замечательные, открытой агрессии ни у кого нет. Есть те, кому всё равно. Они просто проходят мимо. Есть люди, которые не понимают, зачем это было сделано. А есть и такие, кто с удовольствием идут на контакт. Один раз плюнули в мою работу. Но это было высказывание. А оно лучше, чем совсем ничего.
Плевок в искусство
— С 2017 по 2019 год я провёл серию акций-диалогов у Инновационного культурного центра. Предлагал молодым художникам высказаться о современном искусстве, для этого использовал цитаты наших классиков. В частности, строчку из стихотворения Маяковского: «Улицы — наши кисти, площади — наши палитры», — рассказывает Пётр.
На последней такой акции художник предложил зрителям подумать, что такое современное искусство и даже стать соавторами арт-объекта.
Для этого у ИКЦ установили мольберт с белым полотном, на котором было написано: «Нет искусства», «Что такое?», «Плохо». Внизу холста — табличка, на которой с одной стороны нарисована запятая, с другой — слово «да». Сам же художник, поставив мольберт, ушёл.
По задумке, любой мог подойти и высказать своё мнение о современном искусстве, передвинув запятую или даже унеся с собой холст.
Самыми любопытными оказались дети и пенсионеры, они останавливались, читали надписи.
В конце акции выяснилось, что подростки высказали своё мнение о современном искусстве плевком в картину.
— Само по себе отсутствие художника провоцирует зрителя к присвоению части объекта или к его полному уничтожению, что ставит вопрос о границах и целостности всей работы, — рассказал Пётр.
Исчезающая Калуга
— Цель моих акций — вызвать эмоции, заставить задуматься. Когда я захотел поднять проблему уничтожения исторического облика Калуги, родилась моя новая работа.
На деревянном домике на улице Огарёва, 65 появилась надпись: «Я скоро исчезну».
— Моя жизнь связана с Калугой с 2009 года. И я вижу, как изменился город не в лучшую сторону. Разрушается историческая среда. Когда ко мне приезжают друзья, единственное место, которое я им могу показать, — это улица Воскресенская. Памятники архитектуры и культуры со статусом более или менее сохраняются. А деревянные дома потихоньку вырезают, уничтожают. Разрушается облик города. Появляются в лучшем случае безликие коробки, а зачастую — просто ужасные постройки. Типичный пример — многоэтажка на Воронина, — отмечает Пётр. — А ведь даже, на первый взгляд, совершенно непримечательные дома очень важны.
Искусство — это весело
У Петра нет профессионального художественного образования. Он считает, что для современного художника в нем нет крайней необходимости. Пётр обучался при московском Музее современного искусства. Это был годовой экскурс в историю искусства и культуры.
— Большинство людей считает, что художник остался таким же, каким был в 14-15 веке в Италии: человеком, который сидит и что-то рисует у себя в мастерской. Современный художник стал светским человеком. Он не сидит на месте. Произведение продолжается в зрителе. Когда художник выпускает работу, он уже над ней не властен. Как это воспримут? Что будет потом? Никто не знает. Одно ясно: больше не будет такого, что художник скончался, а потом — прославился. Если ты не прославился сейчас, то ты просто умер.
Пока своими работами Пётр не зарабатывает. На вопрос, кем работает, говорит, что он просто фотограф. Творчество — отдушина, возможность уйти от серости.
— А чем ещё заниматься? Сходил на работу, поел, поспал, опять на работу сходил. Если только к этому сводится твоя жизнь, начинаешь чувствовать себя некоторой функцией и теряешь себя.