«Фото» из дерева

У семьи Астаховых очень интересная история — они художники в ​трёх поколениях.

У семьи Астаховых очень интересная история — они художники в ​трёх поколениях.

То, что вы видите, — ​не фото и не нарисовано кистью. ​Это инкрустация. Портреты созданы из очень маленьких кусочков дерева, в точности подогнанных друг к другу. Это работы Сергея Михайловича Астахова. И научился этому искусству сам, никакого образования у него не было.
Родился Сергей Михайлович в 1918 году в деревне Рассудово Бабынинского рай­она. Во время Великой Отечественной вой­ны ушёл на фронт. Воевал на границе с Японией, был контужен. С вой­ны вернулся с орденом Красного Знамени. Работал в Калуге сначала на скульптурной, а затем на спичечно-­мебельной фабрике художником-­оформителем, инкрустатором. Этот вид искусства его так увлёк, что он начал создавать портреты. Инкрустация —​ вид мозаики: берётся фанера толщиной 1,6-3,2 мм различных цветных пород дерева и приклеивается на каркас. Тончайшая работа!
Его сын ​Юрий Серге­евич Астахов ​занимался выжиганием, инкрустацией, а в последнее время делает деревянные игрушки. Внучка Татьяна стала художником-керамистом.

Твёрдый характер
— Дедушки не стало в 2004 году, и в нашей семье хранится 13 его работ, — ​рассказывает Татьяна. — ​Все они посвящены родным людям: жене (моей бабушке) ​Вере Николаевне, сыну, невестке. Меня, правда, только в живописи отобразили, до инкрустации не дошло.
Женская часть нашей семьи — музы. Они всегда поддерживали, мотивировали. Все женщины — с сильным характером. Моя мама восхищается талантом отца. Бабушка была деловой женщиной. Дедушка её очень любил: везде её портреты. Но и у мужчин в семье твёрдый характер, они умеют добиваться своего. Об этом говорят и их поступки. Дедушка увидел бабушку на улице. Она собиралась замуж за другого мужчину. Он выследил, где она живёт, и добился её руки и сердца. И отец также — увидел маму на улице, нашёл её дом и завоевал сердце. Они терпеливые, упёртые, настойчивые.
Дедушка хорошо рисовал. Это талант от рождения, он нигде не учился. Из-­за вой­ны не смог получить образования. Но даже, служа в армии, писал маслом. Есть фотография, как он рисует военных офицеров. А к технике инкрустации уже после вой­ны пришёл, когда работал на фабрике. Опять же сам её освоил. А техника очень сложная: ​нужно создать объём, продумать послойность. И делал всё левой рукой, хотя от рождения ​правша. В последних военных действиях на границе с Японией его контузило. Он плохо слышал правым ухом, и правая рука не разгибалась. Но, когда вернулся с вой­ны в Калугу, научился писать и рисовать левой рукой. Настолько сильное желание творить у него было, не мог без этого жить! Человек потрясающей силы воли. Когда дедушка вышел на пенсию, уже не занимался инкрустацией, но составлял кроссворды и посылал их в местную газету. А ещё написал мемуары, где рассказал о своей жизни в стихах, и это достаточно толстая тетрадь.

Сергей Астахов. «Автопортрет». Инкрустация, 1975 год.

Работа Сергея Астахова — ​портрет его жены Веры. 1980 год.

Две страсти
— Любовь к дереву перешла и моему отцу ​Юрию Сергеевичу Астахову. У него две страсти: техника и машины (40 лет проработал на транспорте, водитель всех категорий) и дерево. Даже токарные станки, на которых вытачивает форму для своих изделий, он сделал сам. Папа занимается корневой пластикой: использует сучки, веточки, корни деревьев для необычных образов. Ещё увлекается историей. Мне очень нравится его работа «Чиновник ХVIII века ведомства иностранных дел», в которой он в точности повторил мундир I ранга. Это настоящий исторический костюм того времени.
Мне очень дорог светильник-­замок, который сделан для меня в 1986 году и висел над моей кроваткой. Сейчас он у меня дома.
Когда я родилась, папа сказал: «Её будут звать Татьяна, и она будет художником». Поэтому у меня не возникало вопросов, кем буду. Я выросла в атмосфере творчества: ни одного свободного места на стене, всё завешано работами дедушки, отца. И сейчас я понимаю, что уже тогда была сформирована. Живописцем не стала, а выбрала глину.
 

Светильник «Замок» для дочки Татьяны. Работа Юрия Астахова, 1986 год.

Юрий Астахов. «Пират». 2020 год.

Ювелирная работа
— Первое, что бросается в глаза на портрете, — ​лицо и руки, — ​говорит мастер художественной резьбы по дереву Евгений СТОЛЯРОВ. — ​Когда увидел афишу, подумал, что это ​фотография, оказалось — ​инкрустация. Очень сложная работа: шпон красного дерева, бука, дуба. Если вы посмотрите на какой-­то кусочек, он до миллиметра подогнан к другому. Это ювелирная работа! Технология сложная. Я не знаю, на какой клей Астахов клеил — обычно на столярный, сейчас такого нет.
И, конечно, среда, в которой растёт ребёнок, очень важна. Поэтому Татьяна выбрала творческое направление в жизни. Я сам помню: у моего отца в сарае была прибита доска, он там столярничал, делал мебель — в 1950-е годы в магазинах выбор был небольшой. Я любил прыгать в стружки, которые пахли смолой. У мамы были неплохие способности к живописи, но жизнь в семье трудная, она с 16 лет работала. Помню, у нас часто отключали свет, и мама при керосиновой лампе рисовала стенгазету для своего вагонного депо, тогда это было в моде. Я смотрел, как она берёт цветные карандаши и с удовольствием выводит цветочки. И это, конечно, повлияло на мой выбор профессии.
Сейчас профес­сиональным художникам очень тяжело, потому что власть не обращает на них никакого внимания. Но это не значит, что мы опустили руки, всё равно работаем. Сходите на выставку детской школы исскуств № 3, и увидите, сколько у нас талантливых детей! ◘

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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