К концу выставки розы умрут
Три молодых скульптора устроили в Калуге «Деформацию».
Ольга Хан, Александр Ворохоб, и Фёдор Воробьёв предлагают зрителю включиться в исследование, в диалог. Их работы не просто скульптуры, это философские эксперименты на тему «деформации». Многих современные скульпторы удивили и даже шокировали. Увидеть то, что они «деформировали», можно в ИКЦ до 5 марта.
«Любоваться нечем»
— С Ольгой у нас мастерские рядом, с Фёдором мы учились в одном институте, но в разное время. Просто на каком-то этапе жизни познакомились. Пересекались на выставках, симпозиумах. Ездили на Курилы, там разместили свои арт-объекты, — рассказывает Александр ВОРОХОБ. — Сейчас решили попробовать такой формат выставок: некая лаборатория, когда берётся проблематика, например, «деформация», и даётся виденье одного, второго и третьего художников. Три позиции — уже диалог, исследование. И зрителю предлагаем включиться в него. Не просто прийти полюбоваться… Зачем любоваться, когда я предлагаю просто болванки? Беру одну и ту же форму, болванку в виде головы (изначально из сырой глины), и сжигаю, колю, шлёпаю, обливаю краской… Условно говоря, наношу травмы и вместе с этим получаю индивидуальность. Я выдвигаю гипотезу (не утверждение), что природа возникновения индивидуальности может иметь травматический характер. Зритель может с этим соглашаться, а может и нет.
В работе «Тени» идентичные формы ставлю в разные ситуации. Это взаимодействие со средой, метафора. Некая тень, неизвестно отчего и откуда, влияет на идущие по жизни, по миру фигурки. Она их срубает, разрубает, трансформирует…
Ещё одна работа — «Стрелок» — это то ли фигура, то ли арбалет с остриём в пространстве, которое прокалывается, как некая мишень. Цели и ответы внутри неё же. А мишени предполагают метафору обобщающей модели. Их может быть много, они могут содержать разные цели.
О жизни и смерти
Ольга Хан тоже экспериментирует с формой. Больше всего привлекает внимание её работа под названием «Жизнь». Это ваза, в которой стоят розы, но нет воды.
— В работе «Жизнь» заложены мои личные переживания. — объясняет Ольга. — Я не люблю, когда мне дарят цветы: не нравится, когда они умирают. Это ужасно! И здесь как раз это показано. Во время выставки цветы будут постепенно умирать. Поэтому если вы придёте и увидите завядшие розы, так и было задумано. Жизнь, к сожалению, всегда кончается смертью.
Все работы, представленные здесь, для меня важны. И в первую очередь важны как некое сильное впечатление.
Серия «Брошенные дома» была совмещена с работой «Богоматерь». Мне хотелось соединить образ пустых скорлупок домов и вечный образ иконы, которая хранит очаг. Когда человек покидает дом, всё начинает разрушаться, и потом наступает полное исчезновение. Эта работа у меня возникла под впечатлением путешествия на север в Архангельскую область. Там я увидела исчезающие деревни, дома, которые являются памятниками архитектуры. Их просто не трогают, пока они сами не исчезнут. Я думала, как передать этот процесс. И стала лепить дома и ронять их на пол. Они деформировались. Каким образом упали, такая поломка и произошла. Это фиксация жизни, мои можно сказать, дневниковые записи.
Я больше работаю в скульптуре, но на выставке есть и моя графика. Несколько работ из серии «День и ночь»: старые интерьеры, лестницы. Это реальность, но она деформировалась через мое видение, через мою голову. Поэтому там и ракурс часто меняется. В одну из работ я поместила себя — это человек в пустоте. ◘