Как крепостные крестьяне стали владельцами заводов
В начале ХХ века одними из самых богатых людей в нашей губернии были Барановы.
В Ферзиковском районе Калужской области находится посёлок Дугна. Когда-то простой дугнинский крестьянин Антип Баранов был мастеровым у известного промышленника Никиты Демидова, хозяина «железного» завода. Этот чугунолитейный завод, построенный на реке Дугне, работал с большим размахом. Здесь были погреба, плотина, домна. Построить завод велел сам Пётр I. Дугнинские мастера отливали для флота якоря, цепи, пушки, ядра. На заводе был каторжный режим. В областном краеведческом музее до сих пор хранятся цепи, которыми «работных людей» за провинность приковывали к стене.
Купили купеческое звание
Антип Баранов был уважаемым человеком на «железном» заводе. В 1899 году он получил архипастырское благословение за пожертвование в Петропавловскую церковь Дугнинского завода 150 рублей на украшение храма.
Работать на завод он привёл и своего сына Гаврилу, а позже — и внуков: старшего Сергея, среднего Герасима и младшего Никиту.
— Барановы были крепостными крестьянами купца Дмитрия Лаврова, — рассказывает краевед Олег Мосин. — Но после отмены крепостного права братья получили свободу. Они имели небольшую усадьбу в Дугне. Там открыли трактир «Белая харчевня», нажили капитал. Трактир приносил хороший доход, и братья смогли купить себе купеческое звание. А вскоре так разбогатели, что приобрели «железные» заводы в Тульской и Калужской губерниях, в том числе и Дугнинский.
На свои деньги Барановы купили несколько домов, помогали детским приютам, построили церковь и больницу.
Его любили рабочие
В начале XX века Барановы становятся богатейшими людьми Калуги, Калужской и Тульской губерний: купцами, заводчиками, меценатами. В 1917 году все барановские богатства: заводы, земли и дома — были национализированы. О послереволюционной судьбе братьев почти ничего не известно. Возможно, они так и не смирились с новым строем. Последним владельцем Дугнинского чугунолитейного завода был сын одного из братьев, Сергея Баранова, тоже Сергей. В 1915 г. он основал в Дугне церковное общество «Отрада и утешение».
Одно время Сергей Сергеевич Баранов оставался в Дугне, не верил, что новая власть продержится долго. О большевиках Сергей Сергеевич частенько говорил: «Поиграют в игрушки и успокоятся». Рабочие принадлежавшего ему Дугнинского завода любили своего хозяина. Они скрывали Сергея Баранова от преследования большевиков в заводских помещениях. В начале 20-х годов прошлого века, с введением НЭПа, Сергея Сергеевича даже хотели сделать управляющим. Но он отказался, опасаясь, что на него как на бывшего хозяина спишут все неудачи, и уехал в Москву.
В доме Барановых в Дугне в советское время размещались сельсовет, исполком, торговый центр.
Младший сын погиб на войне
Судьба представителей рода Барановых сложилась трагично. Известно, что последний владелец Дугнинского завода Сергей Сергеевич Баранов, которого прятали рабочие, был женат на Марии Юдиной. У них было четверо детей: сыновья Александр и Константин и дочери Антонина и Татьяна. Сыновья закончили императорский Санкт-Петербургский горный институт, став дипломированными инженерами. Старший из них, Константин, участвовал в Первой мировой и дослужился до чина поручика, был награждён Георгиевским крестом. Младший, Александр, работал главным инженером на чугунолитейном заводе им. Войкова, выпускавшем двигатели первых советских автомобилей. Во время Великой Отечественной войны он погиб.
Дочь Сергея Сергеевича Баранова — Антонина — после объявления в 1937 году её мужа, дьякона Дугненской церкви Владимира Александровича Соколова, врагом народа по статье 58, переживая за свою судьбу и судьбу детей, вынуждена была оставить Дугну. Она переехала в Тулу и жила в доме своей сестры Татьяны. Опасаясь репрессий, отправила своих детей, Игоря и Александра Соколовых, в деревню Лущихино, где их воспитывала сестра отца, учительница начальной школы Ольга Соколова, которая, кстати, одной из первых в районе получила звание Заслуженного учителя РСФСР и была награждена орденом Ленина.