Чтобы казаться выше, ходил на каблуках
В середине ХIХ века губернатором Калуги становится Эдуард Лерхе.
Далеко от столицы
Происходил Лерхе из обрусевших лютеран. Закончив Императорское училище правоведения, служил в канцелярии Третьего департамента Сената, затем занимал должность киевского губернского прокурора. Через два года за выслугу лет был произведён в надворные советники. А в феврале 1856-го назначен вице-губернатором Архангельской губернии. Это назначение ему было не по душе — слишком далеко от столицы. «… Длинные разъезды по обширной губернии, глушь… тяготили». Лерхе был весьма тщеславен и делал всё, чтобы перебраться поближе к Санкт-Петербургу. И добился своего: его переводят на должность вице-губернатора в Новгородскую губернию, которую он занимал почти шесть лет, дослужился до титула действительного статского советника и был награждён орденом Святого Владимира 3-й степени.
Спасти Калугу
14 декабря 1862 года Эдуарду Васильевичу поручили возглавить Калужскую губернию. Министр внутренних дел Валуев велел ему «спасти Калугу от анархии, внесённой губернатором-реформатором Виктором Антоновичем Арцимовичем, выкурить из неё дух его, вымести оттуда его сподвижников». Как полагает краевед Олег Мосин, именно для этой травли всего прогрессивного, яркого и талантливого в губернии и был назначен такой безынициативный, беспрекословно выполняющий высочайшие инструкции чиновник Лерхе.
Арцимович и Лерхе встретились и долго общались по поводу крестьянской реформы (отмена крепостного права в 1861 году) в губернии. «С Лерхе продолжаю почти ежедневно толковать, его необходимо знакомить с делом и развивать», — пишет Арцимович своей жене 22 января 1862 года, надеясь найти в своём преемнике единомышленника. Но этого не случилось. По воспоминаниям князя Оболенского, Лерхе придерживался крепостнических взглядов, говоря: «Все вы, господа мировые посредники, стараетесь объяснить закон, растолковываете крестьянам их права. К чему? Это только обостряет отношения; если крестьяне домогаются и исполняются эти домогательства, то старайтесь при этом внушать им, что на то добрая воля помещика… и что они получают его согласие как милость…».
При Лерхе начинается изгнание талантливых, прогрессивно мыслящих калужских чиновников. В апреле 1863 года внезапно, без объяснения причин, был уволен член присутствия князь Оболенский, за ним подал в отставку Свистунов, а членов от правительства в мировых съездах Гаврилова и Грешищева помимо их желания перевели в Вильно.
Самое яркое событие в губернской жизни тех лет состоялось 14 декабря 1863 года, когда Лерхе встретился с определённым в Калугу на жительство имамом Шамилем. Встреча произошла в доме, где Шамиль прожил около 10 лет (ул. Пушкина, 4). Тогда Лерхе поддержал просьбу имама о замене пристава Пржецлавского.
Доброе сердце и ловкость шпиона
Лерхе был строен и невысок, поэтому обувь предпочитал на каблуках. По утрам в хорошую погоду совершал «гигиенические прогулки». Говорить он мог часами, причём без смысла, ни о чем, частенько впадал в моралистический поучительный тон.
Современники отзывались о Лерхе так: «Угодливо-покорный, льстивый сановник, олицетворявший собой идеал послушания». Секретарь губернского присутствия, сподвижник Арцимовича Ламанский писал: «У него нет ни сердца, ни ума, ни чести, ни гордости. Есть усердие лакея, ловкость шпиона, свирепость палача. И это правители, которым даётся в полный произвол сотни тысяч русских людей».
Но в то же время встречаются и положительные отзывы. «Человек Лерхе был хороший, добросовестный и честный в смысле материальном, этого нельзя не поставить ему в заслугу… Сердце имел доброе, в семейном отношении был безупречен и бескорыстен».
Женат Лерхе был на дочери статского советника Елизавете Васильевне Трубниковой. В семье было четверо детей. Елизавета Васильевна в Калуге являлась председателем комитета женского благотворительного общества, впрочем, это была миссия всех губернаторских жён. Сам Лерхе тоже возглавлял многочисленные губернские комитеты и приказы. Родовых поместий он не имел, в Калуге получал жалованье губернатора — 5430 рублей в год.
В Новгород, к родственникам
В 1863 году жена Лерхе скончалась в возрасте 32 лет. Эдуард Васильевич остаётся один с маленькими детьми: 6-летним Василием, 4-летним Георгием, 3-летним Сергеем и 2-летней Зоей. Он просит перевести его из Калуги и 13 марта 1864 года получает пост Новгородского губернатора. В Новгороде у Лерхе много родственников и, как он считал, «…в кругу их осиротевшие дети найдут родительское попечение».
Новгородской губернией Лерхе руководил 18 лет, здесь «его административное кредо было кратким: угождать высшему начальству… Умственный кругозор узок. Даже предугадывание желания начальства, составляющее главную гимнастику таких умов, далеко не всегда удавалось». Сам губернатор, не стесняясь, рассказывал своим подчинённым, как, прибыв в министерство, перво-наперво давал «синенькую» министерскому швейцару, знакомому курьеру, камердинеру его высокопревосходительства, чтобы те подсказали, когда удобнее видеть начальство. «А это для дела губернии очень много значит», — был уверен довольный собой Лерхе.
В 1868 году случился неурожай. Цены на хлеб взлетели до небес. Было съедено даже семенное зерно. Уездные земства требовали принять экстренные меры: выдавать нуждающимся зерно на посев. Однако для этого требовалась подпись губернатора, но Лерхе отказал. Дело в том, что власти, а именно министр внутренних дел Валуев, в официальных заявлениях и в докладах императору опровергали информацию о голоде в стране.
С большим трудом удалось уговорить Лерхе подписать нужные бумаги. К этому времени уже многие умерли от голода.
В ноябре 1882 года Лерхе был назначен присутствовать в Сенате. Умер он 2 июня 1889 года в возрасте 65 лет.