Тайны реконструкции улицы Театральной
Журналистов по-прежнему не приглашают на совещания, на которых обсуждаются концепции обустройства улицы. В неведении находятся и жители Театральной, давшие согласие на расселение.
Дом № 13/47 находится на перекрёстке улиц Театральной и Дзержинского. Его знает, наверное, каждый калужанин: на первом этаже здания размещается одно из старейших городских кафе.
Второй этаж когда-то был жилым, пока несколько лет назад почти все комнаты в доме не выкупил один калужский бизнесмен. Теперь в нём живёт только семья Квик.
Герман и Лилия КВИК.
— Нам он тоже предлагал продать квартиру за два миллиона, но мы отказались: нормальное жильё на эти деньги разве купишь? — говорит один из членов семьи, Герман КВИК.
27 лет — это временно
— Мы с родителями переехали сюда в 1992 году, — рассказывает Герман. — Мне тогда четыре года было, сестре Лиле пять лет, брату Артуру — семь, сестре Нине — девять. Несколько лет до переезда сюда родители жили то на съёмных квартирах, то у бабушки. Потом им дали две комнаты в этом доме. Сказали, что временно: лет на пять.
Общая площадь квартиры — 30,5 кв. м, жилая — 24 с половиной квадрата. Одну комнату поделили на две, получилось что-то вроде прихожей и очень маленькой гостиной. Вторая комната служит спальней. Роль кухни выполняет лестничная площадка. Здесь стоят газовая плита, раковина.
— Пока были маленькие, спали все вместе на полу, — рассказывает Лиля КВИК. — Мы с сестрой стелили и спали головой в одну сторону, братья — в другую. Сразу после школы стали работать, чтобы снимать жильё и хотя бы иметь свою кровать и возможность помыться. Здесь из удобств есть только холодная вода. В туалет много лет ходили в сарайчик во дворе. Горячей воды нет до сих пор. У меня на плите всё время стоит ведро, в котором постоянно греется вода, чтобы можно было умыться, посуду помыть.
После рождения сына Лиля год жила у старшей сестры, которая унаследовала комнату бабушки в коммуналке. Потом вернулась к родителям: возможности снимать квартиру у неё сейчас нет.
Все 27 лет, что семья Квик живёт на Театралке, она стоит в очереди — даже в двух! — на улучшение жилищных условий.
— Одна очередь общая, там мы семьсот какие-то, — объясняют Лиля и Герман. — Вторая — для многодетных. Там мы вроде стовторые. Правда, теперь нам говорят: у вас же все выросли, семья не многодетная, решайте свои проблемы сами.
Августовское совещание
Около полугода назад, когда областные и городские власти решили реконструировать Театралку, у семьи Квик появилась надежда на переезд. На одном из совещаний по реконструкции с участием губернатора Герман Квик пожаловался Анатолию Артамонову на ужасные условия, в которых живёт его семья почти 30 лет.
— Давайте мы вас переселим! — предложил глава региона. — Если трёхкомнатную вам дадим, нормально?
Герман, конечно, согласился, но попросил дать его семье вместо одной трёхкомнатной квартиры две поменьше: однокомнатную и двухкомнатную, — чтобы разъехаться с сестрой и мамой. Анатолий Артамонов дал добро.
— Покупайте им квартиру, и переселяем, — сказал он, обращаясь к начальнику Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений Юлии Ковтун.
— Мы обрадовались, думали, что максимум через месяц переедем, — продолжает Герман Квик. — После того совещания я пошёл в Управление ЖКХ, а мне говорят: «Даём вам 3 млн. 700 тыс. рублей, и вы можете внести их в ипотеку на покупку нового жилья». Но я отказался: есть же распоряжение губернатора — дать нам две квартиры!
— К тому же ипотеку нам никто не даст, — добавляет Лиля. — У нас родители — пенсионеры. Я одинокая мама, у меня зарплата 10 тыс. рублей. Ну какая ипотека?
«Мы вам позвоним»
— Почти три месяца мы ждали новостей. Не дождались. Тогда я пошла на совещание, которое было в конце ноября, — говорит Лиля Квик. — Когда губернатор узнал, кто я такая, он спросил: «Вы квартиру нашли?» Я ответила: «Нет. Нам сказали, что готовы расселить нас в довесок с ипотекой». Губернатор удивился: «Кто вам такое сказал?» И добавил: «Ищите жильё, предоставьте адреса, и вы тут же переедете. Благоустроенное жильё в черте города вы получите». После этого мы присмотрели три достаточно бюджетных варианта однушек и двушек и передали адреса в Управление ЖКХ. На вопрос, что делать дальше, нам ответили: «Ждите. Мы вам позвоним». С тех пор — ни слуху ни духу.
Кроме семьи Квик в ожидании новостей томится ещё около 20 жителей Театральной — по нашим данным, столько человек заявили о своём желании сменить место жительства.
— В ноябре нам обещали, что информация по расселению появится до Нового года, — говорит Алексей, ещё один старожил Театралки. — Но до сих пор так никто и не позвонил.
«Совершенно новый проект»
Мы предприняли несколько попыток прояснить вопросы, связанные с расселением жителей Театральной. И каждый раз натыкались на молчание чиновников горуправы, которые проигнорировали все наши запросы.
За ответами пришлось обращаться напрямую к исполняющему полномочия городского головы Дмитрию ДЕНИСОВУ.
— Да, есть некое количество людей, которые находятся на различных стадиях переговоров с частными лицами и организациями — там, где есть интерес из жилых помещений сделать нежилые, — прокомментировал и. п. градоначальника. — Эти переговоры активно ведутся в том числе по семье Квик. В целом у нас такой подход: там, где есть интерес для бизнеса, это должно быть профинансировано из внебюджетных источников. На улице Театральной есть бизнес, который заинтересован в этих помещениях. На прошлой неделе я с таким бизнесменом встречался, он готов переселить практически весь второй этаж для развития своего бизнеса. Там, где решить вопрос с помощью бизнеса невозможно, мы будем действовать следующим образом. Поскольку проект инициирован на областном уровне, мы постараемся задействовать областные структуры, которые нацелены на развитие региона и его продвижение как туристической столицы. Мы планируем вовлечь их в эту работу как хозяйствующие субъекты. То есть, чтобы в этом переговорном процессе выступал не муниципалитет, у которого руки очень связаны жилищным законодательством. Однозначно это будет сделано, а вот как — это пока большой вопрос. В любом случае, все обещания, которые даны, будут реализованы в рамках гражданско-правовых отношений. Речь идёт о совершенно новом проекте, и здесь стандартный подход — я имею в виду жилищные нормы — неприменим. Решения в лоб эта задача не имеет.
Ждём февраля
Тему можно было бы считать исчерпанной, если бы не одно «но»: почему чиновники не доносят эту информацию до тех, для кого она актуальна? Где следование принципу открытости и сокращения дистанции между властью и населением, о которых говорил Дмитрий Денисов месяц назад, вступая в должность и. п. градоначальника? Совещания по реконструкции Театральной по-прежнему проходят в закрытом для прессы режиме. Причины такой таинственности называют самые разные. То якобы жители улицы возражают против участия журналистов в этих обсуждениях, то чиновники с чего-то решили, что СМИ эти совещания не слишком интересны.
— Объекты рассмотрения — это частная общедолевая собственность. Представьте себе, что у вас коммунальная квартира и вы обсуждаете, в какое время будете пользоваться конфоркой. Здесь то же самое, — сказал по этому поводу на пресс-конференции в декабре Дмитрий Денисов.
— И всё-таки вы обсуждаете не коммунальную квартиру, а общественное пространство, которым будут пользоваться все калужане, — возразили журналисты.
— Там две части. Одна — это действительно общественное пространство, — ответил исполняющий полномочия. — Вторая — там, где закрытые дворы со сформированными земельными участками под многоквартирными жилыми домами, где наши граждане хотят приватности. Эти совещания сродни мозговому штурму, семейному совету. С моей точки зрения, прессе это не очень интересно.
В конце разговора Дмитрий Денисов согласился-таки с тем, что «для СМИ надо открывать эту работу».
По итогам состоявшегося на прошлой неделе совещания журналисты получили очередной бодрый пресс-релиз, состоящий из большого количества общих фраз, вся суть которых сводится к двум предложениям: проект реконструкции улицы сформирован, и в ближайшее время он будет представлен широкой общественности. Что скрывается за абстрактной формулировкой «в ближайшее время», в пресс-релизе не уточняется. На просьбу конкретизировать сроки городские чиновники снова ответили молчанием.
По неофициальной информации, «ближайшее время» может наступить в середине февраля.
Но это неточно.