Улетающие на деньгах чиновники и пляски на костях
Работы Александра Копачинского — философские, загадочные, каждую нужно уметь «прочитать».
Не просто детали
Александр Копачинский всю жизнь посвятил работе с деревом, но в Калуге это первая его выставка. Она открылась в Доме мастеров и продлится до 6 февраля. Здесь представлены миниатюрные композиции и панно, все — с особым смыслом.
— В работе «Грустные песни о главном», может, возраст отразился, что не всё ещё получается, поэтому песни бывают и весёлые, и грустные, — объясняет мастер. — На первом плане изображён глава семьи, чувствуется, что он озабочен судьбой всех, кто стоит за ним. Время сейчас непростое. Вверху я поместил элементы прошлой жизни: благополучие, космос, пылающий дом правительства и улетающие на долларах чиновники. Всё это было.
Тарелка «Возвращение на круги своя» — это моё видение того, через что мы прошли: порушенные храмы, солнце с дыркой внутри, вороньё, загубленная экология… Но были какие-то «набатные» силы, которые нас вытягивали. И мы обратились опять к религии. Неоднозначное, мне кажется, это возвращение. Но так я вижу.
Есть работа, посвящённая Стоянию на Угре. Здесь центральной фигурой я сделал Ивана III. Меня интересовало, что чувствовал этот человек, собирая всех воевод. Тогда Россия была разрозненной, княжества не находили общего языка между собой, враждовали. И надо было всех сплотить и выстоять против давления Орды. Интересно было понять, что ощущал этот человек, какую громадную ответственность! Он понимал, что в случае неудачи на русском государстве может быть поставлен крест.
А вот спорная работа: «Шоу-бизнес, или Пляски на костях». Здесь отражено моё отношение к современному шоу-бизнесу, и оно такое.
Панно «Грустные песни о главном».
«Космонавт» (дерево: липа).
«Шоу-бизнес, или Пляски на костях».
Композиция «Старым мастерам».
Панно «Посвящение Лермонтову» с элементами из «Мцыри».
Тарелка «Возвращение на круги своя».
Чувствуешь тепло
— На выставке — работы за многие годы, я пенсионер, мне столько лет, что ещё Сталина и Берию помню. Резьбой по дереву увлёкся, когда учился в художественном ремесленном училище, ещё в 1960 году, но работал оформителем на заводе, поэтому дерево — это хобби для души, любимый материал. Оно такое же тёплое, как человек. Берёшь дерево в руки и сразу чувствуешь это тепло. Различные породы дерева имеют свои особенности, текстуру, плотность. Надо учитывать, как материал будет вести себя с течением времени, потому что он содержит смолу и темнеет. Интересно смешивать разные породы. Например, липа — светлая, почти прозрачная, в ней особая нежность, а сосна — темнее, и со временем проявляется ещё какая-то интересная фактура. Я раньше жил на юге, там породы дерева более разнообразные. Орех очень нравится, фактура такая, что сразу будто перья птицы получаются. Только надо уметь это использовать. И режется прекрасно! Плотный, даёт возможность мелкие детали делать. А выглядит благородно.
Дерево со временем сохнет, трескается, начинает менять форму, искривляться. Это всё надо учитывать. При работе важно, чтобы материал был пластичным и сухим. Стараюсь покрывать его лаком как можно меньше, потому что дерево само по себе красиво. Липа, например, привлекает именно светлой фактурой. Лак, конечно, сохраняет дерево, но не всегда облагораживает.
Задевают и вызывают эмоции
— Работаю в основном в тёплое время года. Мастерской у меня нет, я на кухне сижу, а летом — в гараже. Все работы хранятся дома или у детей, что-то дарю. Из детей никто моего увлечения не разделяет.
Часто спрашивают, как приходит вдохновение. Я высокопарных слов не произношу, просто говорю, что художник должен иметь обнажённую душу, чувствовать, что происходит вокруг, и реагировать на происходящее: и на хорошее, и на плохое. Надо иметь свою гражданскую позицию, я считаю. В моих работах — то,что меня задевает, вызывает эмоции. В них много размышлений, истории и литературы.