Театр как лекарство от тщеславия
Актриса Калужского областного драматического театра Елизавета ЛАПИНА — о том, как актёрское мастерство помогает ей не только на сцене, но и в жизни.
Лиза Лапина — тот редкий случай, когда в человеке удивительным образом сочетаются красота внешняя и внутренняя, талант, обаяние, мудрость и скромность. В ней нет даже намёка на звёздность, она не стремится быть на виду и предпочитает просто делать любимое дело. Как оказалось, за этим стоит огромная работа над собой.
Испытание успехом
— Мы приходим не для того, чтобы нами восхищались, — говорит актриса. — У каждого человека своё предназначение. Важно понять его и делать то, к чему у тебя есть способности. Природа дала тебе их для чего-то. Важно не то, какой ты необыкновенный, а то, что ты делаешь дальше со своим талантом. Поэтому создавать вокруг нашей профессии ореол какой-то уникальности, волшебности, на мой взгляд, неправильно: можно скатиться в тщеславие и самолюбование. Это такая же профессия, как любая другая, которая нужна людям, которая, возможно, помогает им задуматься о чём-то важном. А ещё театр — это ансамбль, это всеобщее звучание, а не солирование, даже если у тебя в спектакле заглавная роль. Хотя в эту сторону постоянно ведёт, особенно если на тебя пошла реакция зрителей. Это испытание. Очень важно в такие моменты удерживать себя и продолжать заниматься делом.
В спектакле «Ревизор» актриса сыграла роль Марьи Антоновны. С Дмитрием ДЕНИСОВЫМ.
Великолепная Стелла
Недавно Елизавете Лапиной пришлось пройти это испытание успехом снова. По итогам 242-го театрального сезона Лиза стала обладательницей премии министерства культуры Калужской области в номинации «Лучшая женская роль» за роль Стеллы в спектакле Владимира Хрущёва «Великолепный рогоносец». Его премьера состоялась в феврале 2019 года. Он стал одной из самых ярких и в то же время неоднозначных постановок прошлого сезона. Одни зрители были в восторге от этой работы, другие кричали: «Нам такого не надо!»
Елизавета Лапина сыграла в «Рогоносце» главную женскую роль. Созданный ею образ получился объёмным и пронзительным. Зрители наблюдают, как она из нежной, влюблённой девочки превращается по прихоти мужа, возомнившего себя почти божеством, в униженную, раздавленную, уставшую женщину, которая больше ничего не чувствует.
— Для меня отработать «Рогоносца» — как грузовик кирпичей перетаскать, — рассказывает Лиза. — Не только в том смысле, что тяжело физически, хотя и это есть. Там много всего: текста, хореографии. Сильная реакция зрителей, причём она разная. Кто-то смеётся, кто-то что-то кричит, кто-то выходит из зала. Но я с огромным удовольствием работаю в этом спектакле.
— Когда вы начинали работать над ролью Стеллы, понимали, что реакция зрителей на «Рогоносца» будет настолько неоднозначной?
— Понимала, но старалась от этого абстрагироваться. Потому что материал сложный, не уверена, что до конца разобралась в нём, эта работа продолжается постоянно. Тема острая, табуированная. Об этом редко говорят. У меня тоже много внутренних вопросов. Бывают моменты, когда я думаю: «Зачем это? Кому это нужно? Почему она так унижается? Я на её месте просто встала бы и ушла». После одного из спектаклей мне подарила цветы девушка. У неё было заплаканное, совершенно потрясённое лицо. И я вижу, что за этим стоит какая-то история. Понимаю, что мы куда-то попали. Одна моя знакомая, взрослая, очень уважаемая мною женщина, посмотрев «Рогоносца», сказала мне: «Знаешь, это спектакль о равнодушии. О том, как мы, погружаясь в себя, перестаём замечать то, что происходит вокруг». При всей своей неоднозначности в «Рогоносце» есть важные вещи, о которых, мне кажется, нужно разговаривать с людьми.
— Вы сейчас сказали: «На месте Стеллы я бы встала и ушла». У вас были такие роли, с которыми вы находились в конфликте?
— Такое бывает во время репетиций. Но в этом тоже заключается определённая работа актёра: найти те точки, которые помогут понять и оправдать твоего героя и захотеть прожить сегодня его жизнь. Я понимаю Стеллу. Её вина в том, что она, поддерживая Бруно своей чрезмерной любовью в мысли о том, что он божество, позволяет ему перейти определённую грань, которую переходить нельзя. Поэтому для меня это спектакль о том, что всегда надо оставаться людьми. Никто не вправе думать, что он обладает другим и может распоряжаться его жизнью.
В роли Саши в постановке «Дом восходящего солнца».
Отключиться от себя
— Реакция зрителей мешает работе или, наоборот, помогает?
— Безусловно, обмен энергией со зрительным залом происходит. Но зритель не должен быть объектом внимания актёра. Оно должно быть обращено на партнёра. Это сложно. Поначалу, когда нам говорили: «Занимайся партнёром», я не понимала, чего от меня хотят. «Я же всё время смотрю на него! Что ещё нужно?» — думала я. Позже поняла, что моё внимание в этот момент всё равно было обращено к зрителю или режиссёру. «Как он реагирует на меня? Я сейчас правильно делаю? Хорошо сказала?» И это всё разрушает. Внимание уходит в сторону, текст перестаёт быть правдивым.
Это происходит от желания нравиться. Оно есть у любого человека, но у актёра это желание гипертрофировано, оно мешает быть точным на сцене. Иногда мне кажется, что самые тщеславные люди попадают в театр, где их в течение четырёх лет на занятиях по актёрскому мастерству учат, как спастись от этого, как научиться отключаться ото всего, ничего не изображать, не пытаться понравиться, сосредоточиться на главном.
Для этого есть много тренингов. Один из них заключается в следующем. Ты находишься в аудитории, рядом с тобой ещё 18 человек. По просьбе мастера все закрывают глаза и начинают проговаривать про себя воспоминания о сегодняшнем дне, начиная с пробуждения, причём в мельчайших подробностях. В какой-то момент мастер просит кого-то из студентов рассказать, на каком воспоминании в данный момент он остановился. И тот начинает озвучивать его вслух. Все остальные в это время продолжают прокручивать свои воспоминания, стараясь не отвлекаться на то, что рассказывает сокурсник. Это как раз и есть владение объектом внимания: ты не должен сбиться со своих мыслей в тот момент, когда заговорит кто-то ещё. Поначалу это тяжело, все сбиваются.
Такие упражнения учат быть постоянно включёнными, наблюдать и за собой, и за другими. Для чего это нужно? Чтобы спасаться от желания нравиться. Потому что, когда ты внимателен к другому человеку, он становится тебе интересен, ты переключаешь внимание с себя, со своих переживаний на него. И тогда ты становишься точным, тогда возникает необыкновенное удовольствие — как будто здесь и сейчас, на сцене, происходит твоя жизнь.
Умение переключаться на партнёра помогает мне не только на сцене, но и в жизни. Бывает, дети о чём-то рассказывают, а я в это время где-то в своих мыслях и переживаниях. И вдруг в какой-то момент понимаю, что нужно послушать ребёнка по-настоящему, искренне, а не изображать это. И тогда я использую профессиональные приёмы, которые помогают мне подключиться к собеседнику.
Чтобы стать счастливым человеком, нужно научиться отключаться от своей самости. И тогда ты начинаешь видеть, замечать гораздо больше, чем раньше. Столько вещей начинают радовать и казаться удивительными.
Роль Стеллы в спектакле «Великолепный рогоносец» принесла Елизавете ЛАПИНОЙ победу в номинации «Лучшая женская роль». С актрисой Тамарой ГЛЕКЛЕР.
Нора Алисы
— А усталость от роли бывает, когда вы играете спектакль много лет, чётко знаете все мизансцены и каждый шаг предсказуем?
— Нельзя идти по лекалам. Нужно пытаться играть каждый раз, как в первый. Чтобы было, как в жизни: мы пришли и не знаем, что будет дальше. Хорошие режиссёры дают простор для импровизации. На мой взгляд, это очень правильно.
Актёр ведь тоже меняется. Например, «Дом восходящего солнца». Когда 11 лет назад я начинала играть в этом спектакле, у меня ещё не было детей, был другой жизненный опыт. Спустя годы какие-то сцены я стала понимать иначе.
Александр Борисович Плетнёв разрешал нам импровизировать. Мы на него иногда даже сердились за то, что он не до конца нам что-то объяснял. Не раскладывал всё по полочкам. На премьере выходишь, боишься, ничего не понимаешь. Ценность этого доверия импровизации, которое он давал, осознаёшь потом, спустя время. Он умел создать вокруг нас такую правильную атмосферу, такой мир, в котором хотелось существовать очень точно. В его спектаклях хочется жить. В них хочется прыгнуть, как Алиса прыгала в кроличью нору, и лететь. Его отсутствие чувствуется до сих пор. Всегда. Помню, во время спектаклей Александр Борисович часто сидел за кулисами на корточках. Так страшно было! Постоянно думала: всё ли я правильно делаю? Зачем он тут сидит? Лучше бы смотрел из зала! А вот сейчас я бы так хотела, чтобы он снова был рядом и весь спектакль сидел там, за кулисами…
Таня из одноимённого спектакля по пьесе Алексея Арбузова.
Быть на своём месте
— Почему вы решили связать свою жизнь именно с этой профессией?
— Мне всегда этого очень хотелось, хотя я абсолютно не понимала, что это такое. Я думала, что на сцене, как на уроке литературы: вышел, громко, выразительно рассказал — и всё нормально. Заплакать? Заплакать я могу, подумаешь! А вот что за этим стоит, я тогда не понимала. Но этого, в принципе, никто не понимает, когда приходит на первый курс и начинают рассказывать про какое-то взаимодействие с партнёром, про объект внимания.
Весь первый год учёбы я плакала. После второго курса хотела уйти, потому что мне казалось, что я бездарная, что у меня ничего не получится. Не ушла благодаря будущему мужу. Он очень правильно поддержал меня и убедил в том, что мне нужно остаться.
— Как вам удаётся совмещать работу с воспитанием четверых детей (у Елизаветы и её супруга растут сыновья-двойняшки и дочки-двойняшки. — Прим. ред.)?
— На самом деле, в этом огромная заслуга моей семьи и моего мужа. Они поддерживают меня всегда. В какой-то момент, когда родились дочки, а сыновья были ещё маленькие, я думала, что из профессии нужно уходить. Мне казалось, что совместить семью и работу невозможно, хотя искренне хотелось и быть на сцене, и видеть, как растут дети. Тогда я пришла к мужу и сказала: «Я измучилась, больше не могу так. Помоги мне. Посоветуй, что мне делать. Если ты скажешь мне уйти, я уйду». Он ответил: «Я никогда не возьму на себя такую ответственность. Это должно быть только твоё решение». Это было очень мудро с его стороны. Я осталась в театре. А дальше всё сложилось как-то само собой.
Я очень люблю свою работу. Люблю взаимодействовать с партнёрами. Получаю огромное удовольствие, когда попытка звучать вместе удаётся. Люблю этот процесс поиска ответов. Заметила, что работа часто перекликается с жизнью. Иногда, бывает, возникают какие-то свои, личные вопросы. И вдруг приходит роль, разбираясь в которой, ты находишь на них ответы.
В данный момент жизни я хочу заниматься именно этим. У меня есть важное ощущение, что здесь и сейчас я нахожусь на своём месте.