«Орешково»: место, где оживает история авиации
В Калужской области энтузиасты восстанавливают советскую лётную технику и помогают косолапому блогеру.
Судьба аэродрома «Орешково», что под Воротынском, складывалась непросто.
Из рук в руки
Он был построен в самом начале Великой Отечественной для отряда под командованием Валентины Гризодубовой, но фактически первыми хозяевами аэродрома стали оккупировавшие Калугу немцы. Когда врага изгнали, здесь вновь разместились самолёты полка легендарной лётчицы. Уже после Победы в «Орешково» базировалось 2 полка другого знаменитого аса — Ивана Кожедуба, принимавшие участие в войне в Корее. Затем аэродром стал учебной базой ДОСААФ, а после распада СССР здесь обустроился вертолётный полк, который в 2011 году перебазировался в Вязьму. Опустевшее «Орешково» постепенно разрушалось.
Аэродром-музей
Так было вплоть до 2016 года, когда за дело взялись энтузиасты клуба «Альбатрос Аэро», заключившие договор концессии на реконструкцию объекта. Теперь в «Орешково» создан настоящий музей авиации, большинство экспонатов которого до сих пор способно подниматься в воздух. Гордость аэродрома — советский штурмовик Ил‑2 выпуска 1942 года, участвовавший в высадке десанта во время Второй мировой войны. Это уникальная модель, поскольку лётных экземпляров самолёта в мире сохранилось всего два — здесь и в США. «Наш» Ил‑2 нашли в 2012 году в озере Кривое Мурманской области, и восстановили его специалисты из Новосибирска. Работа шла долгая и кропотливая и заняла в общей сложности около 6 лет. Неудивительно, что летающий образец штурмовика заинтересовал киношников, — самолёт «снялся» в фильме с рабочим названием «Лётчик» режиссёра Рената Давлетьярова. Кстати, специалисты фонда «Крылатая память Победы», которому и принадлежит этот экземпляр, подняли аналогичную машину и начали её реставрировать. Часть представленных в «Орешково» самолётов принадлежит клубу «Альбатрос Аэро», другая — фондам и частным лицам, которых объединяет любовь к истории авиации и желание демонстрировать технику людям. Ведь сегодня сложилась странная ситуация: за рубежом советские самолёты представлены лучше, чем в России. Приобрести раритетную машину отечественной сборки зачастую проще в США, потому что списанные модели Министерство обороны предпочитает утилизировать, а не продавать хранителям истории.
Медведь-авиатор
Помимо стальных экспонатов в «Орешково» есть ещё одна знаменитость — медведь Мансур. Его подбросили пилотам совсем маленьким, и выяснилось, что в дикую природу зверя уже не вернуть: слишком привык к людям. Конечно, животное попытались пристроить, и быстро нашлись «добрые люди», пообещавшие отвезти Мансура в заповедник, который оказался притравочной станцией. Для спасения медведя пришлось устроить небольшую спецоперацию: на станцию лётчики проникли под видом охотников и забрали найдёныша. Сейчас Мансур живёт в «Орешково» на 26 сотках, а совсем недавно у него появился даже собственный бассейн. Медведя все буквально обожают, он настоящая звезда Интернета с собственной страницей в Инстаграме, с более чем 53 тысячами подписчиков.
В ожидании фестиваля
А в конце июня в «Орешково» впервые состоится лётное шоу Всероссийского слёта любителей авиации. Несколько лет это мероприятие проводилось в Башкирии, но в этом году организаторы не нашли поддержки у местных властей, так что скоро наш аэродром, пусть и ненадолго, станет столицей российской малой авиации.
Скоро этот двигатель станет «сердцем» одного из самолётов.
Мансур стал едва ли не самым знаменитым российским медведем.
Нашлось здесь место и легендарному «кукурузнику».
Собранная в «Орешково» коллекция впечатляет.
Эти воздушные суда только ожидают реставрации.