Иваны, вспомнившие о родстве
Главным событием прошлой недели должен был стать ПМЭФ. Но реальность внесла коррективы: в центре внимания — журналист.
В докладах на форуме перспективы роста, конечно, рисовались, но как-то неуверенно. А когда модератор одной из сессий попросила поднять руки тех, кто верит, что российская экономика будет расти и к 2024 году вырастет на 4 обещанных процента, руку не поднял никто. Ни министр финансов Силуанов, ни министр экономразвития Орешкин, ни глава Счётной палаты Кудрин, ни глава ЦБ Набиуллина. Калужан было порадовали успехом регионального масштаба: китайцы будут выпускать у нас паровые турбины. Но, судя по реакции в соцсетях, переполняет их не радость — другие эмоции.
Упомянутый Кудрин, как нарочно, сделал на форуме открытие: в России покупаются суды. И вдруг СМИ и Интернет взрывает новость о задержании молодого журналиста Ивана Голунова. Ему вменяют народную 228 статью — незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление и т.п. наркотиков. Когда не за что человека закрыть, а надо — работает 228-я. Но тут вдруг не заработало. Всё пошло вопреки всему.
На всеобщее обозрение полезли косяки следствия. Ладно бы превышение полномочий, насилие, препятствия в допуске адвоката. Никак не могли посчитать 5 пакетиков с веществом: сколько из них нашли при задержании, а сколько — в квартире задержанного. Из 9 размещённых на сайте МВД фотографий «нарколаборатории журналиста» 8 были сделаны не в квартире обвиняемого, а в каком-то другом неведомом месте. И руководство ведомства признало «технологический сбой».
С другой стороны отовсюду полезли защитники потерпевшего журналиста. Пикеты у здания МВД на Петровке. Участников стали было незаконно задерживать, но выстроилась огромная очередь из желающих их сменять. Заявления знаменитостей: уж ладно бы Гребенщиков, Шевчук и т.п. — чего от них ещё ждать. Но «нейтральные» Хабенский, Хаматова… А потом и вовсе Тина Канделаки и Маргарита Симоньян… Вокруг здания суда, где выносился приговор о мере пресечения, собрались какие-то толпы. Вместо запрошенного следствием заключения в СИЗО суд предписал домашний арест. Дальше — больше. В «Вестях недели» Дмитрий Киселёв с помощью экспертов Минздрава сообщил, что следов наркотиков в биоматериалах Голунова не обнаружено. Наконец: «В Кремле не исключают заказной характер дела». И теперь все хотят взять дело Ивана под личный контроль.
Чем же так приглянулся журналист Голунов? Несколько заголовков его расследований: «Как чиновники, силовики и бандиты делят похоронный рынок», «Кто зарабатывает на реконструкции Москвы», «На что живёт РПЦ», «Москве надо избавиться от шести миллионов тонн мусора. В какие регионы его будут свозить, и кто этим займётся» (речь — об Архангельской и Калужской областях, кстати)… За такое и труп в багажнике автомобиля можно найти. Но теперь Ивана будут беречь.