В Калуге испекли хлеб Победы
Каждый, кто проходил в среду, 8 мая, по калужскому Арбату, уносил домой эти спасительные 250 граммов.
300 буханок, выпеченных в рамках традиционной акции ЗАО «Хлебокомбинат» и «Калужского перекрёстка», разошлись всего за час.
Рецепт хлеба тех лет хлебопёки не подсмотрели в Интернете. Всю войну старейшее предприятие по производству хлеба в нашем городе кормило калужан. Сначала — тайно: чтобы хлеб не доставался оккупантам, всех работников распустили, а хлеб пекли в полевых условиях. Причём не только для калужан, но и для легендарной 50-й армии под командованием генерала Ивана Болдина, которая освободила наш город от фашистов. А после снятия оккупации, в феврале 1942-го, администрация снова стала набирать людей на завод, чтобы уже легально печь хлеб для калужан.
— Этот хлебушек по рецептуре максимально приближен к хлебу военных лет. Мы изготовили его из сеяной ржаной муки, чтобы придать мякишу тот серый оттенок, который был раньше у всех буханок, — прокомментировал коммерческий директор ЗАО «Хлебокомбинат» г. Калуги Николай Гончаров. — Конечно, это совсем не тот хлеб из низкосортной муки с отрубями, который наши хлебопёки делали во время Великой Отечественной. Но есть одна вещь, которая его объединяет с нынешним, — закваска, то есть выпечка из ржаной муки на кислой основе по исконно русским рецептам.
— Так ведь был же хлеб! Что же ещё было нужно?! — наверняка скажет кто-то, не знавший войны.
А вы отрежьте 250 граммов хлеба и представьте, что только этот кусочек будет вашей едой каждый день. И всё! Ни мяса, ни сыра, ни макарон, даже картошки не будет. И при этом вам надо будет ходить каждый день на работу, а вечером — искать дрова для буржуйки, кормить чем-то детей, престарелых родителей, таскать воду по заснеженным улицам. А утром часов в 6 в мороз опять идти пешком на работу. И при этом верить в Победу. Вы сможете?
Наши дедушки и бабушки смогли. Среди тех, кому мы 8 мая дарили хлеб войны, было немало свидетелей тех событий, их сыновей, дочерей и внуков. Они рассказали всё, что помнят и знают об ужасах войны и о самом дорогом хлебе на свете — тыловом, фронтовом, блокадном, хлебе оккупированных районов и «хлебе» фашистских концлагерей. Всего несколько судеб свидетелей той войны — в нашем фоторепортаже.
Уважаемые земляки!
Пусть детский смех разливается в каждом уголке земли и война никогда не коснётся вашей жизни. Пусть в каждом доме будут мир и свежий, вкусный хлеб. С Днём Победы!
ЗАО «Хлебокомбинат»
г. Калуги.
Этот кирпичик пенсионерка Наталья Валентиновна с внуком Егоркой передала маме — Татьяне Дмитриевне Ануриной. Ей уже 95. Война застала её в городе на Неве, где она училась в техникуме и жила на 3-й линии Васильевского острова. Татьяна Дмитриевна рассказывала дочери, как невыносимо было держаться на 125-граммовом кусочке блокадного хлеба, заправленного древесной мукой и целлюлозой. Вместе с такими же, как и она, девчонками — коллегами по Центральному телеграфу — юная Таня брала на работе клей. Дома они его варили и ели.
Семья Валентины Васильевны жила неподалёку от легендарной кровавой высоты войны — Зайцевой горы. Хлеб пекли сами. Круглый, в печке. Было голодно, муки не хватало. Шутка ли — прокормить 8 детей? Под зиму собирали мёрзлую картошку. Она сладкая была. Бабушка Вали её в хлеб добавляла.
Людмила Георгиевна Волконская родилась в 1940-м, а её сестра — в декабре 1941-го. Это было на Урале, где их папа добывал уголь для фронта. Выжили только за счёт пайков, которые сестрёнке выдавали на молочной кухне. А самым ярким событием тех лет для маленькой Люды стал салют Победы, которую семья встретила во Львове.
На груди Анны Степановны Скошиной — много медалей. Среди них — «Непокорённые» и «Дети войны». В 1941-м её четырёхлетней девчушкой отправили в «телятнике» в прибалтийский лагерь смерти «Алитус», оттуда угнали в Германию. Какой «хлеб» ела в концлагере крошечная осиротевшая Аня? Тот самый остен-брот — из свекольного жмыха, древесных опилок и муки из листьев и соломы.
Николай Николаевич Бочков появился на свет в… канаве, когда немцы бомбили Калугу. Он и сейчас живёт в том доме: Киёвский проезд, 41, район 906-й базы. Когда маленькому Коле было несколько недель от роду, он спас семью от немцев. Мальчик родился раньше срока и был, как он сам говорит, «весь чёрный». Когда фашисты пришли в их дом, бабушка назвала его больным, и, чтобы не подцепить «заразу», те больше не заходили.
А вот ученики 9-го класса Калужской православной гимназии никаких историй нам не рассказали. Слишком много их у целого класса. А ребята очень спешили: в 12:00 они с педагогом Марией Александровной Самсоновой должны были быть на мемориальном воинском кладбище — на митинге памяти, посвящённом Великой Отечественной войне.