«Солнечные» малыши
С какими трудностями сталкиваются родители детей с синдромом Дауна.
— Я никогда не думала, что такое произойдёт в моей семье, — рассказывает руководитель «Города надежды» Екатерина Петрова. Этот центр занимается проблемами особенных детей. — Третья беременность. Все скрининги отрицательные. О диагнозе сына узнала, когда родила. Доктор принял роды и говорит: «Есть подозрение на синдром Дауна». В тот момент испытала шок. Мир будто рухнул — кругом темнота, и ничего больше нет. Состояние фрустрации. Я понимала, что у моего ребёнка неутешительный диагноз. И с этим придётся учиться жить.
Особенные
Недавно в одном из калужских детско-юношеских центров в рамках Всемирного дня человека с синдромом Дауна прошёл праздник «Вместе с солнцем». Пригласили 17 семей, в которых воспитываются особенные дети.
— Главную проблему для ребёнка с синдромом Дауна представляет не состояние его здоровья, а сложившиеся в обществе стереотипы о необучаемости этих детей, которые не позволяют принять их как полноправных личностей со своими возможностями, — считает организатор праздника методист Людмила БАУЭР. — А мы хотим показать таланты особенных детей, хотим, чтобы гости имели возможность пообщаться с ними лично. В дальнейшем планируем продолжать проводить такие мероприятия.
Шестилетний Лёша встречал гостей в коридоре. Мальчик пока не говорит. Свой восторг выражает широкой улыбкой и объятиями. Большинство пришедших — это друзья Лёши из региональной общественной некоммерческой организации «Город надежды». Особенно дружен Леша со своей ровесницей Ксюшей. Родители говорят, что между детьми — космическая связь, они и дня прожить друг без друга не могут.
— Обниматься — только после первого куплета, как и положено, и никаких поцелуев с Дашей! — увещевала Лешу педагог.
— Значит, с Ксюшей целоваться можно, а с Дашей — нет? Это ещё почему? — шутили родители.
— Серафим, да ты просто красавец. Какой нарядный пришёл! — обращаются взрослые к трёхлетнему карапузу. Но тому недосуг слушать восторги, кругом столько игрушек! Недослушав комплименты, мальчик убегает.
Музыка ласкает слух
Пока одни ребята общались с волонтёрами в игровой, другие слушали музыку в исполнении Алексея Юфа и Марины Нечаевой. Дети заворожённо следили за тем, как рождаются звуки. Самые смелые даже попробовали сыграть сами. Вместе с мамами и папами ребята занимались декупажем. Затем были танцы.
Не знаю, кто испытал больше радости — дети, которые выступали, или их родители.
Вообще, цель праздника — не только развлечь ребят, но и рассказать о сложностях, с которыми сталкиваются родители особенных детей. На встречу были приглашены будущие врачи, медсёстры, педагоги и психологи. Но они так и не пришли.
Зато были школьники-волонтёры, которые признавались, что изменили своё представление об этих детях:
— Они полны добра, света, тепла...
— Они не выбирали, какими родиться.
Взрослым тоже нужна помощь
Екатерина Петрова отмечает, что в их центре оказывают помощь не только детям, но и их родителям. Очень важно, чтобы мамы и папы не были в изоляции.
— Если появился у кого-то в семье такой особенный малыш, мы собираемся всей командой и едем знакомиться с мамочкой, чтобы она посмотрела на наших детишек, — рассказывает Екатерина. — Многие родители оттого, что не знают, что будет дальше с их ребёнком, каким он вырастет, отказываются от него. Конечно, мы хотели бы показать и рассказать всем, что они замечательные дети, что их безумно любят, что они сами умеют дружить, любить, радоваться.
Надежда ГОЛУНОВА со своей дочерью Ксюшей посетила одну из таких калужских мам.
— У этого ребёнка были сопутствующие диагнозы. Увидев мою дочь, женщина почувствовала поддержку, которой ей так не хватало, уверенность в завтрашнем дне. Даже её малыш после этого стал быстрее поправляться, — вспоминает Надежда. — Все страхи — от незнания. Важен наглядный пример. Ты видишь, что это такой же ребёнок с теми же эмоциями: он радуется, грустит, сопереживает. Он тебя любит, целует, обнимает, бегает, играет, качается на качелях, что-то пытается говорить. Это придаёт сил и уверенности, что всё будет хорошо.
Место для каждого
— Три года назад, когда мы начинали нашу деятельность, все присматривались к нам: «А что это за дети?», — вспоминает Екатерина. — А сейчас очень много организаций, которые не только приглашают нас к себе на занятия, но и устраивают для нас праздники. Конечно, нам хотелось бы, чтобы всё было как за рубежом — там такие дети социально адаптированы, никто не тычет в них пальцем. Но, к сожалению, у нас сильны пережитки того прошлого, когда инвалидов не было на улицах, когда говорили, что дети с синдромом Дауна необучаемы, что они не узнают ни маму, ни папу. Это неправда. Мы хотели это показать.
Родители говорят, что для них очень важно, чтобы ребёнок нашёл своё место в обществе.
— Мы все боимся психоневрологических интернатов, стремимся к тому, чтобы дети овладели навыками, знаниями, — говорит Екатерина. — Самая важная задача — чтобы ребёнок стал самостоятельным. Мы понимаем, что после школы вряд ли нам светит институт. И стараемся дать знания, умения, которые помогут в быту,— может быть, когда-то это поможет им заработать, чтобы жить не только на пенсию, которую предоставляет государство.
В некоммерческих организациях «Город надежды» и «Оранжевый город» есть мастерские, где ребята трудятся — занимаются ткачеством, декупажем, изготавливают свечи и другие изделия, которые потом продаются на благотворительных ярмарках.
— Если годами повторять с ними одно и то же действие, из них получаются отличные мастера, — добавляет Екатерина. — У «Оранжевого города» есть проект «Тренировочная квартира». Она нужна, чтобы дети учились жить самостоятельно: готовить, загружать стиральную машину, ходить в магазин.
Право на счастье
До сих пор слово «Даун» +в нашей стране звучит чуть ли не как оскорбление. Многие мамы, родив особенного малыша, признаются, что им стыдно пред родственниками, обществом, даже перед собственным мужем.
— Когда появляется такой ребёнок, родители спрашивают: «Почему? За что?» А надо спросить: «Для чего?» Где-то через год после появления сына мы с мужем стали понимать, что что-то можем дать и другим, — говорит Екатерина. — Я читала в зарубежной прессе о том, что самую важную фразу маме такого ребёнка сказал врач: «Он может быть счастливым!» И это правда.
Центр «Город надежды» возник три года назад, когда появился на свет Серафим.
«Они полны добра, света, тепла», — признавалась молодёжь после общения с особенными детьми.
Один из самых юных участников праздника — годовалый непоседа Вадик.