«Комедия богов»: новогодний капустник для взрослых

В свой профессиональный праздник, 27 марта, областной драматический театр представил новую работу — ​«Комедию богов», вызвавшую у зрителей противоречивые эмоции.
21:25 02.04.2019
0 1139
Оксана ИВАНОВА. Фото Виктора КРОПОТКИНА и Михаила БОРИСОВА.

В свой профессиональный праздник, 27 марта, областной драматический театр представил новую работу — ​«Комедию богов», вызвавшую у зрителей противоречивые эмоции.

— Я буду мотыльком! Я буду мотыльком! — ​истошно кричал актёр Игорь КУМИЦКИЙ, ­напяливая на себя голубую шапочку с усиками-антеннами и голубого же цвета капроновые крылья.

Похожий наряд был когда-то у моей младшей дочери на новогоднем утреннике в детском саду.

Через секунду «мотылёк» повис над сценой на тросе и, болтая ножками, продолжал что-то громко вещать. Зрительный зал умирал от смеха. Коллега Лена, с которой мы пришли на премьеру, прикрыв глаза рукой, вполголоса произнесла: «Такое ощущение, что  я нахожусь в сумасшедшем доме».

В тот вечер нам не единственным пришли в голову похожие ассоциации, но такие люди в зале оказались в явном меньшинстве.

Дед Мороз и все-все-все

В основе постановки «Комедия богов» лежит известный сюжет о том, как владыка Олимпа громовержец Зевс (Игорь Корнилов) влюбился в прекрасную Алкмену (Анастасия Семесенко). Однако добиться взаимности и долгожданных любовных утех Зевсу удаётся только после того, как он, по совету одного из своих многочисленных сыновей бога Гермеса (Игорь Кумицкий), принимает облик её  супруга Амфитриона.

На сайте Калужского драмтеатра о «Комедии богов» сказано следующее: «Свободная фантазия Владимира Глазкова на темы древнегреческих мифов и комедии Тита Макция Плавта «Амфитрион». История, созданная в древности, оказалась вполне современной: ­любовь и верность, ревность и трусость, жадность и коварство — ​разве сегодня этого мало в жизни? А значит — ​есть повод сыграть умный спектакль, искрящийся весельем».

Впрочем, назвать умным спектаклем то, что происходило на сцене на протяжении двух с половиной часов, можно с большим трудом. Скорее, это напоминало ­новогодний капустник для взрослых, которые уже как следует попраздновали и наконец возжелали пищи духовной, но очень незатейливой и не особо напрягающей мозг.

Главное, чтобы было громко, ярко, пышно.

Поэтому идут на ура и плоские шуточки из серии «рвём когти во дворец», и костюмы, сделанные в стиле «стразы-перья, дорого-богато», и выдержанные в карнавальном духе образы актёров, призванные вызывать комические ассоциации.

Громовержец Зевс своим обликом напоминает Деда Мороза на открытии главной ёлки Калуги. Алкмена в финальных сценах — ​ну чисто Василиса Прекрасная в кокошнике. Бог Гермес похож то ли на постройневшую Ирину Аллегрову, то ли на покрасившегося в блонд Валерия Леонтьева, а в качестве вишенки на этом торте — ​ ещё и  переодевается голубым мотыльком.
Это, кстати, не первый случай, когда то, что должно быть комедией, в Калужском драмтеатре становится напичканным пошловатыми штампами капустником с дешёвыми ужимками, плоскими шуточками, которые, повторённые дважды-трижды, уже перестают смешить, но продолжают звучать со сцены.

Шут уже не тот

«Комедию богов» не спасает даже игра талантливых актёров Кирилла Бессонова, исполнившего роль Амфитриона, и Игоря Постнова, сыгравшего его слугу. Бесцветными выглядят Вячеслав Соколов и Ярослав Орляченко (они играют друзей Амфитриона). Холодна и бесстрастна, как Снежная королева, Анастасия Семесенко. Зевс в исполнении Игоря Корнилова кажется простоватым. Он изображает любовь к Алкмене, но любовь эта как-то неубедительна.

Возможно, спектакль сложился бы иначе, если бы актёров не подавлял так сильно их коллега Игорь Кумицкий, превративший ­«Комедию» в свой очередной бенефис.

Образ Гермеса на самом деле очень глубокий и объёмный. Это тот самый шут, который единственный из всех смеет сказать своему королю любую правду. Кстати, именно такого Игорь Кумицкий однажды удачно воплотил на сцене в постановке «Частная жизнь королевы».

Но шут «Комедии богов» уже не тот. У него исчезли объём и глубина. Гермес напоминает, скорее, ярмарочного клоуна.

Впрочем, этот образ Кумицкий эксплуатирует уже давно, и многим зрителям он нравится. Они продолжают складываться пополам от смеха даже в тех моментах, когда это явно лишнее.
Например, в сцене, в которой Амфитриона поочерёдно, один за другим, предают его друзья.

Или когда он, узнав об измене жены, произносит пронзительную фразу: «Как? Как Алкмена могла не понять, где  я настоящий?»

В этот момент понимаешь, что сюжет вообще-то не так прост, как кажется, что есть в нём и многогранность, и драма (ведь то, что происходит на сцене, с точки зрения нормальных человеческих отношений, совсем не комедия, а именно драма), но, начавшаяся как капустник, восприниматься иначе эта постановка теперь не может.

«Плетнёва здесь уже нет»

— А вы ждали от этой работы чего-то другого — ​высокохудожественного, переворачивающего душу? — ​удивилась одна моя знакомая, когда я поделилась впечатлениями от «Комедии богов» на своей странице в «Фейсбуке». — ​Нет, поэтому претензии только к себе. Плетнёва здесь уже нет. Именно эта постановка показывает, что «кушает» сейчас наш город. Подозреваю, у публики спектакль будет иметь успех.

Спорить с этим трудно. Но, признаюсь, я всегда жду от театра (возможно, напрасно), открытий, которые переворачивают душу. Особенно, если сам театр представляет постановку не просто как комедию, а как «умный спектакль».

Стараниями Игоря КУМИЦКОГО «Комедия богов» превратилась в очередной его бенефис.

Зевс (Игорь КОРНИЛОВ) и Гермес  (Игорь КУМИЦКИЙ).

Перевоплотившийся в Амфитриона Зевс соблазняет Алкмену (Анастасия  СЕМЕСЕНКО).

Гермес несколько раз меняет свой божественный облик, превращаясь то в слугу, то в старушку, то в голубого мотылька.

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
eyJpdiI6IkR0dk9RVmJNc1hwRmRaYmZXTHY1VWc9PSIsInZhbHVlIjoiV3FLbmR0bWZOeGVFZ2tURjdML3R2Yk9xQU5MTlhMU2hLRU1DNGdQdzRtRWgwTUduSDAwUWUyR3dGSThEb0VDR2pvRmlzR0RaNE5vb2FWSDVTcjFQT24wbHkvT2V4Sk5NK1VUT3RiMkRZMVFJc0tXSFVOMmxhQ2JkOU45bEpxREtpVjdpSWZUaEw5ckVkN3orSDRkUTVrVHBRbVhkcjBwVUFickdMRllVamg5amR4RVJzWXAvbXpiYW5EcWtkazRRY1hpa0x3b0QrSVYrazh4dW5XMmJKOU9WVlc2dmJuTXFPVndWTnoxZ2doSDc4S1VTV1hlS3RhU3Zkayt4aFZBWjJxdFNaVFhYM3VPSmk3OGhweW81V1dFQm51ZExRQkZQRmJmZXhxUURHci9pZkd0bXVSMUtBM3VmeHc3N3d4ck9pd0g4US9KTUlRR1g1WDNkZXZDSU1LWjJWRXBUaDhWZ1lLYkllTGQyK3haN2dxRWd5Yzh2bEZVTmN5TmdsRnUwdTNBZ1U2djFvQkVOZmhybFlpaGtrNEllZkNzb2ppYnlhUERXRUZQWnJBL2IrYU9SNUpPU3RsQ1V0VjkrK2dIOSIsIm1hYyI6IjE5NzRhNTBkZmExMmU3ZjJjNjEyNGU2NWE0OTcxYjAxZTEzZDU1YzBiYWEwMjU3ZmRkMDk1ZWE0NTgzZDYyMWQiLCJ0YWciOiIifQ==
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