Битва за спортзал
По каким причинам спортивный зал в школе № 5 г. Калуги уже два месяца не могут сдать после капремонта, и почему эта история должна насторожить директоров других образовательных учреждений.
— Я ни одного документа не подпишу, пока все замечания, указанные здесь, не будут устранены! — говорит директор школы № 5 Сергей ЗЕЛЕНОВ, отдавая специалистам Управления капитального строительства листок бумаги, на котором вверху написано: «Дефекты, выявленные при осмотре большого спортивного зала». Далее следует весьма внушительный перечень этих самых дефектов — всего 32 пункта, — которые Зеленов и его коллеги обнаружили после окончания ремонтных работ.
Сикось-накось
Комиссия УКС пришла в школу, чтобы принять спортзал после завершения капитального ремонта. Однако с первых минут стало ясно, что приёмка вряд ли состоится.
— Не установлена защита окон со стороны зала и стадиона. Новая входная дверь покрыта ржавчиной, — перечисляет выявленные недостатки директор школы. — Не удалены неровности под линолеумом в спортивном зале. Вы помните, как я с этим боролся. Полы сделаны совершенно косячно! Сейчас более или менее выровняли, но мне всё равно не нравится! Не смонтирована вентиляционная установка, нет отмостки. В раздевалке для девочек не сделан туалет, не поставлен умывальник. Унитаз установлен по диагонали, к водопроводу не подключён. В душевой нет душа. Частично не уложена напольная плитка, эти места замазаны раствором. Пол в рекреации — разного уровня. Я чуть не упал здесь уже два раза. Говорил об этом строителям, на что они мне ответили: «Это предусмотрено в проекте».
На урок физкультуры — с молотком
Большой спортивный зал в 5-й школе не ремонтировался капитально лет 40.
— С 2015 года я постоянно обращал на это внимание руководства Управления образования, на что мне отвечали: «Отремонтируем, когда появятся деньги», — рассказывает Сергей Зеленов. — Так прошло года два. Учителя физкультуры стали жаловаться, что они ходят на урок с молотком и перед его началом занимаются тем, что забивают торчащие из пола гвозди. Мы сделали акт визуально-инструментального обследования, на основании которого спортзал был закрыт как аварийный.
По этой причине с нынешнего учебного года ученики средних и старших классов занимаются физкультурой в малом спортивном зале, которым раньше пользовалась начальная школа. У младших классов уроки физкультуры теперь проходят в актовом зале.
— Я обратился за помощью к министру образования и науки Калужской области Александру Аникееву, — продолжает Сергей Зеленов. — Он ответил: «Добро. Делайте проект».
Изначально предполагалось, что его стоимость составит 9–10 млн. рублей. Однако после процедуры осмечивания в июне 2018 года проект «похудел» до 7 млн. 700 тыс. рублей. Затем сметы пересматривались трижды, после чего «упали» до 5 млн. 867 тыс. рублей. Из Управления финансов проект вернулся ещё более «постройневшим».
На аукционе начальная стоимость контракта на выполнение капитального ремонта спортзала составила 4 млн. 900 тыс. рублей. В торгах приняла участие всего одна организация — компания из Обнинска. С ней и заключили контракт.
Половой вопрос
К работам строители приступили вскоре после ноябрьских праздников. Завершить их должны были 24 декабря. 30 ноября в школе побывали специалисты городской управы во главе с градоначальником. После посещения школы он написал на своём канале в Telegram: «Проверил ремонт спортзала в школе № 5. Дал поручение Управлению капитального строительства строго контролировать ремонт этого объекта. Спортзал должен быть готов к концу этого года».
С тех пор прошло более трёх месяцев — спортивный зал всё ещё не сдан. Ремонтные работы предполагали починку крыши, приведение в порядок электрики, раздевалок, душевых и санузлов.
— Самое сложное — это полы, которые не менялись 40 лет, — рассказывал нам в ноябре прошлого года директор 5-й школы.
На полах строители и споткнулись.
— У компании возникли проблемы с доставкой бруса, который предназначался для покрытия пола. Было предложение заменить брус досками, но и их в необходимом количестве достать не удалось. В итоге решили делать наливные полы, а сверху положить линолеум.
У руководства Управления капитального строительства Калуги и подрядчика несколько иная версия тех же событий.
— При разработке проекта было проведено локальное обследование полов, — поясняет начальник УКС Кирилл ДАНИЛЫЧЕВ. — Но, когда мы их вскрыли и увидели основание, то поняли, что их нельзя использовать. Приняли решение делать спортивное покрытие и выполнить под него бетонное основание.
«Половой» вопрос удалось разрулить, по словам заместителя гендиректора подрядной организации Татьяны ВАРЕЧКИНОЙ, только 29 декабря. То есть через 5 дней после того, как закончился срок действия контракта.
Смотреть, как ремонтируют полы, Сергей Зеленов приходил каждый день. Претензии к качеству работ у него возникли сразу.
— Строители не зачистили бетон, оставили камешки, которые вздули линолеум. А камешки были гранитные. Не заделали швы там, где был бетон. В этих местах линолеум провалился. И так везде: там неровно, тут «морщины», здесь проваливается. В итоге линолеум они сняли, щели заделали, пылесосом убрали камни. В общем, объект делался с большими сложностями. На все мои замечания подрядчик отвечал: «А этого в проекте нет!» Раза два я инициировал совещания у мэра, но дела всё равно шли ни шатко ни валко.
Директор придирается?
Вместе со специалистами УКС и представителем компании-подрядчика осматриваем спортивный зал, раздевалки, душевые. Стены в спортзале действительно сырые, вентиляционной системы нет совсем, как и разметки на полу. В мужском санузле зияет дыра от старого светильника, в туалете для девочек нет раковин.
— А что, здесь должны быть раковины? — интересуется у завхоза один из сотрудников УКС.
— Ну вообще-то это туалет — здесь должны быть раковины! — отвечает она, слегка удивляясь.
— Смотрите, вот проектная документация. Если я вам сейчас её дам, вы найдёте раковины?
Позже выясняется, что сантехника проектом всё-таки была предусмотрена, но и её, и вентиляцию пришлось исключить из-за решения делать наливной пол, которое, по словам Кирилла Данилычева, удорожало работы примерно на 1 млн. рублей.
— Но часть умывальников и унитазов подрядчик установил за свой счёт, — отмечает он. — Хочу обратить внимание, что он выполнил на свои средства много работ, которые не входили в контракт.
Татьяна Варечкина с предъявленными в адрес строителей претензиями не согласна:
— Те замечания, о которых директор школы говорил раньше, мы устранили. После этого он пришёл и сказал, что его всё устраивает. Это было неделю назад
— Сегодня мы слышали, что директора устраивает не всё, — говорю я.
— У него очень часто мнение меняется! — отвечает Варечкина.
— 10 дней назад здесь были и директор, и тренеры — замечаний ни по полам, ни по стенам, ни по унитазу не было вообще, — уверяет меня один из сотрудников горуправы. — Эти 32 пункта родились буквально в последние дни. Если мы придём сюда через неделю, получим ещё один список с замечаниями.
Чиновники хором уверяют меня, что фактически зал был отремонтирован ещё в середине января. Если недостатки и есть, то довольно незначительные. И дело вовсе не в плохом подрядчике, а в придирчивом директоре.
— Что же они сочиняют! — возмущается учитель физкультуры. — Они в январе только катать линолеум начали!
По мнению педагога, спортзал к занятиям пока не готов. Её тоже смущают и не слишком ровные полы, и высокая влажность в помещении. Специалисты УКС считают иначе.
— Разве что-то несёт угрозу жизни детей? — снова вставляет свои 5 копеек сотрудник управления. — Разве то, что на двери ржавчина, мешает заниматься в спортивном зале? И по поводу вентиляции. Раньше без неё занимались — и ничего!
Предпринимаю несколько попыток выяснить у чиновников, как скоро подрядчик всё же устранит те «незначительные замечания», которые на данный момент имеются. В ответ слышу витиеватые и очень неконкретные фразы.
— Такими темпами вы ещё месяца два будете устранять недостатки, — вздыхаю я, отчаявшись услышать что-то более определённое.
— Можете написать: если подрядчик не устранит замечания в течение двух недель, мы переведём эту работу в суд, — говорит начальник УКС.
Дождаться апреля
Через несколько дней после несостоявшейся приёмки спортзал 5-й школы осмотрел городской голова. После этого дал указание: довести объект до ума в течение месяца. Впрочем, заранее кричать ура и подкидывать в воздух чепчики, пожалуй, не будем. Ещё свежа в памяти история со строительством мансарды и пристройки к ДШИ № 4, которое должно было завершиться к 1 сентября 2018 года, а заканчивается только сейчас, несмотря на указание городского головы достроить здание к ноябрю. Заказчиком работ для неё являлось также Управление капитального строительства. Посредством УКС в этом году планируется делать и капремонт кровель в трёх школах Калуги: №№ 3, 9 и 14.
— Если эти крыши станут ремонтировать так же, как наш спортзал, это будет катастрофа, — говорит Зеленов. — На совещании у мэра я уже высказал свои опасения. Одному из директоров тоже позвонил, сказал: «Готовься — пинать придётся каждый день».
Заместитель гендиректора подрядной организации Татьяна ВАРЕЧКИНА считает, что директор школы Сергей ЗЕЛЕНОВ придирается и на самом деле зал готов к эксплуатации.
Душевая в женской раздевалке, в которой не установили душ.