Наш человек в Якутии
Тем, что калужане хорошо адаптируются в федеральном правительстве и в высших эшелонах власти других регионов, уже вряд ли кого удивишь.
Максим Акимов — заместитель председателя Правительства Российской Федерации. Николай Любимов — губернатор Рязанской области. Александр Гусев, родившийся и выросший в калужской деревне Озёрское, губернатор Воронежской области. Но немногие знают, что им на пятки уже наступают более молодые и дерзкие интеллектуалы.
Начало начал
Александру КОНДРАШИНУ всего 27 лет, но уже более полугода он возглавляет Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия). И это не первая его высокая ответственная должность. В Якутию перспективного управленца пригласили из Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций, где он специализировался на работе с китайскими инвесторами.
Александр Кондрашин учился в Калужской гимназии № 24 с углублённым изучением английского языка и в лицее № 9 им. К.Э. Циолковского. Поступил в МГУ им. М.В. Ломоносова на специальность «Государственное и муниципальное управление». Обучался в США и Китае.
В Калугу Кондрашин приехал на днях в составе официальной делегации Республики Саха (Якутия). Визит состоялся в рамках обмена опытом с институтами развития Калужской области. Мы воспользовались моментом и попросили земляка дать интервью. Александр охотно согласился.
Об образовании за рубежом
— Александр Игоревич, начнём с вашего зарубежного опыта. Как молодому человеку попасть в число счастливчиков и отправиться на учёбу в США?
— В Америку я поехал учиться благодаря гранту Фулбрайта. Он считается самым престижным в мире и предоставляется — страшно сказать! — Государственным департаментом США. Мой научный руководитель в МГУ Владислав Иноземцев одобрил мою заявку и помог подготовиться. В итоге мне удалось закончить магистратуру Университета Джорджа Вашингтона по разработке и оценке государственных программ.
Подобные гранты крайне важны. Образовательный диалог — это едва ли не последняя надежда на восстановление нормальных двусторонних отношений между Россией и США. Без этого мы просто перестанем друг друга понимать.
Образование в Штатах и вообще на Западе сильно отличается от российского. В первую очередь — отсутствием формального подхода. У нас часто и студенты, и преподаватели создают видимость какой-то деятельности. При этом никто не ощущает серьёзной ответственности за образовательный процесс. А в Америке иначе: если ты делаешь домашнее задание, его обязательно полностью разберут, разложат по полочкам. Любая работа оценивается строго и ответственно, как будто ты уже представитель академических кругов.
Об иностранных языках
— Вы настоящий полиглот. Свободно владеете несколькими языками. В том числе одним из самых непростых в обучении — китайским. Вы учите языки по какой-то особой методике или всё дело в уникальном трудолюбии?
— Есть два секрета: мама и 24-я школа! Мама следила за моим образованием, я начал изучать английский в 5 лет. Сейчас у меня в запасе шесть активных и шесть пассивных иностранных языков. К их выбору подхожу прагматично. Язык из знакомой мне языковой семьи я учу от 3 до 6 месяцев, а если семья новая — то закладываю не меньше года.
Португальский на базе испанского дался очень легко — на пассивный уровень реально выйти за пару месяцев. Главное для меня всегда — это скорейшее начало работы с контентом, когда на новом языке можешь прочитать книгу или хотя бы журнальную статью. Тогда мотивация растёт.
Об изучении якутского
— Якутский язык успели осилить?
— Якутский относится к тюркским языкам, а якуты (Александр ставит ударение на последний слог) — единственные представители этой семьи, не исповедующие ислам. Здесь развита пресса на родном языке, есть телевещание на якутском. Если отъехать от Якутска в глубинку, якутский будет звучать гораздо чаще русского.
Пока изучение языка продвигается у меня не очень быстро из-за перегруженного графика, но уже удалось прочитать статью в местной газете. А вообще поставил себе цель начать вести совещания на якутском и дать на этом языке интервью.
О Якутии
— Какие первые впечатления от Крайнего Севера?
— Когда-то у меня была довольно смешная мечта — стать губернатором Калужской области. А потом понял, что гораздо эффективнее работать в регионе со сложными экономическими и инфраструктурными условиями. Таком, как Якутия. Конечно, здесь сильная добывающая индустрия — развиты алмазная и рудная промышленности. Есть мощный IT-сектор с выходом на международный рынок — InDriver, MyTona, SinetGroup.
Но с перерабатывающим сектором не так всё хорошо, так что калужский опыт привлечения инвестиций здесь пригодится. Во втором квартале этого года будет сдан в постоянную эксплуатацию участок железной дороги, который свяжет Якутию с общей железнодорожной сетью России, что значительно усилит экспортный потенциал. Также жители республики очень ждут строительства моста через реку Лена. Будет здорово, если здесь сложится транспортный, экспортный хаб, как в Ворсино.
О «калужском экономическом чуде» и грязных ботинках
— А есть в Якутии что-то схожее с вашей «исторической родиной» — Калугой?
— Когда в Калуге только начиналась битва за Volkswagen, оказались затронуты интересы различных экономических групп влияния. Многие негодовали: «А как же наши местные предприятия? Традиционные производства будут разрушены! Кто же будет крутить гончарные круги?» Но Анатолий Дмитриевич сразу дал понять, что решение принято, выживут те, кто будет сотрудничать с новыми предприятиями, адаптируется к новой среде. На первом этапе такие решения могут не нравиться, но результат говорит, что они были верными. Похожие процессы сейчас начались в Якутии, мы проходим этот переломный момент.
Ещё в студенчестве меня пригласили поработать переводчиком на переговорах калужского губернатора с китайскими производителями стекла. После них Илья Веселов, тогда директор Агентства регионального развития, отругал меня за грязные ботинки. Он возмущался: «Вы не понимаете, что речь идёт о десятках миллионов долларов?! Не могли почистить обувь?» Меня это в тот момент смутило, но теперь я, конечно, понимаю, что в таких вещах мелочей не бывает. Тогда же я впервые увидел, как работает качественная система сопровождения: уже через несколько часов после переговоров мы поехали на карьер, где китайцы брали пробы. Когда мы вышли после экскурсии по Музею космонавтики, инвестору вручили парадную фотографию с губернатором в рамке, сделанную всего пару часов назад.
Успеха добиваются те, кто работает быстро и продуктивно. Инвесторы сильно впечатляются тем, с какой скоростью в Калуге решаются вопросы с землёй и инфраструктурой. Я уверен, если мы будем работать так же слаженно — Якутию тоже ждёт экономическое чудо.