Обстоятельства непреодолимой силы
Умение выражаться неоднозначно — дипломатическое искусство. Отличное владение им демонстрирует Президент Беларуси Лукашенко. На днях он вновь обсуждал с Президентом России Путиным судьбу Союзного государства. Это уже третья их встреча за полтора месяца.
Диалог выглядит примерно так. Путин прозрачно намекает, что надо бы от слов переходить к делу и сближаться вплоть до слияния. Лукашенко горячо поддерживает, но следом прохладно (а то и холодно) замечает, что не всё в его воле — есть обстоятельства, есть воля народа, наконец.
– Мы готовы настолько идти далеко в единении, насколько вы готовы, — заверяет он. — Но готовы ли к этому люди? Если не готовы, какая бы мощная и огромная Россия ни была, она сегодня не в состоянии навязать волю кому-то.
Накануне предновогодней встречи двух президентов первый вице-премьер Правительства РФ Силуанов начал мелочиться:
– Мы не настолько братья, чтобы все наши субсидии отдавать. Это огромные деньги. Мы должны знать, за что такую субсидию должны давать нашему соседу, — сказал тогда он.
Речь, понятно, о нефтегазовых субсидиях. С 2012 г. они составили более $30 млрд. Ещё есть долг в $7,3 млрд. по межправительственным кредитам.
В ответ Лукашенко заявил, что уже не может считать Россию братским государством. Правда, на второй встрече подарил Путину 4 мешка картошки. И вёл себя так, будто его наконец уломали. Вопрос-то стоял о субсидиях на 2019 год. Однако, вернувшись домой, с достоинством заявил, что разговоры об объединении «притянуты за уши».
– Надо прекратить разговоры, что кто-то кого-то наклонил. Здесь никто никого не наклонит.
Заодно и припугнул, что в случае отмены налоговых льгот для Беларуси Россия потеряет единственного на Западе союзника. И даже поручил своему правительству найти альтернативные варианты поставок нефти.
В общем, «Санта-Барбара» продолжается. Хотя и на фоне зафиксированной статистическими агентствами усталости граждан РФ от помощи другим странам.
Зато есть у раскапризничавшихся россиян живой интерес к такой, например, теме: Россия занимает 138-е место в рейтинге наименее коррумпированных стран. К тому же динамика здесь такая: в 2015 году было 119-е место, в 2016-м — 131-е, в 2017-м — 135-е.
А между тем Министерство юстиции РФ продолжает работу над поправками в антикоррупционное законодательство. Согласно им, случаи коррупции, допущенные вследствие — внимание! — обстоятельств непреодолимой силы, преступлением считаться не будут.
Хорошее будет подспорье для поддержания уровня жизни ответственных товарищей в условиях кризиса. По данным Генпрокуратуры, размер средней взятки составляет 610 тысяч рублей.