Без права на труд
Илья ловко сгибает тонкие прутики. Руки двигаются небыстро, но умело. Уже просматриваются очертания корзинки. Действует парень на ощупь. Илья не видит. С рождения.
Нулевые шансы
Устроиться на работу инвалиду непросто, об этом не понаслышке знают в Калужском реабилитационно-образовательном комплексе (КРОК).
— Действует федеральная программа по трудоустройству инвалидов, но, к сожалению, она очень туго идёт, — рассказывает Елена СИБИРЁВА, заместитель директора по реализации образовательных программ КРОКа. — Есть квота, которая обязывает работодателя иметь определённый процент сотрудников с ограниченными возможностями здоровья. Но для этого ему нужно создавать специально оборудованные места. Мы ведём мониторинг трудоустройства наших выпускников. Только 10% от их общего количества устраиваются на работу.
Видя, что ребята, получая профессию, всё равно оказываются за бортом, в КРОКе в 2013 году открыли трудовые мастерские. В них вчерашние ученики шьют, плетут, рисуют, мастерят сувениры — делают те вещи, которые потом реализуются на благотворительных ярмарках.
Илья уже два года в этой трудовой мастерской. Здесь есть возможность не только самореализации, но и общения.
Со своими особенностями
В швейной мастерской слышится смех. Здесь наравне с новенькими ученицами работают вчерашние выпускники. Маша вращает колесо швейной машинки: раз, два — и прихватка готова.
— Она уже настоящая швея! — с гордостью говорят педагоги. — Мы ей даём более сложную работу — например, шить постельное бельё для нашей гостиницы.
Глядя, как ловко трудится Мария, замечаю, что уж ей-то в швейном цеху цены не будет. Преподаватели в ответ лишь качают головами.
— Она аккуратно всё делает. Старается. А через неделю скажи: «Маша, сделай снова так!» — она уже и не вспомнит. Надо всё повторять. Если брать Машу на производство, то для этого нужны специальное рабочее место, специальный рабочий режим и человек, который будет её направлять,— куратор или, как теперь говорят, тьютор. Разве с ней захотят возиться?
На производстве сегодня одна операция — одно изделие, завтра — другая. У нас Василиса училась, такая чудесная девочка — способная, аккуратная. Уехала в район. Устроилась. А там работа в бригаде. Она делает всё хорошо, но медленно. Выпуск изделия из-за этого тормозится. В итоге ей пришлось уволиться.
К тому же практически каждый выпускник КРОКа имеет свои особенности.
— Многим воспитанникам нужен постоянный приём медикаментов. Заболевания прогрессируют. У нас есть ученик Вова. Он и вышивает, и шьёт, и вяжет. Но только попробуй сделать ему замечание — сразу же кричит: «Я сейчас всё разобью!» Эмоции захлёстывают, — вздыхают педагоги. — У многих нет усидчивости, не могут на одном месте долго одно и то же делать. Бывает, правда, устраиваются, например, санитарками в больницу.
— Или родственники содействуют их трудоустройству, — продолжает заместитель директора. — У нас достаточно долго в мастерской трудился Антон. Подрос немножко, окреп, и сестра устроила его в сетевой магазин, в котором сама же работает. Она там за ним присматривает. Но это, скорее, исключение из правил. Вот в Европе — совсем другое дело. В Германии есть особые супермаркеты, в которых трудятся люди с ограниченными возможностями. В одном из таких мы были и наблюдали, как это происходит: один тьютор помогает двум инвалидам, следит, как те расставляют товар, полки вытирают, и так далее. На кассе увидели, как спокойно работает мужчина с ДЦП. В этом магазине постоянно звучало сообщение, что здесь трудятся люди с особенностями, поэтому покупателей просят быть внимательнее.
Обучение для всех
Ученики КРОКа не раз становились лауреатами и призёрами всероссийских соревнований по профессиональному мастерству среди инвалидов, доказывая, что, вопреки всему, они многое умеют.
— И невидящих, и неслышащих — всех мы учим. К каждому находим индивидуальный подход, — говорит мастер производственного обучения по лозоплетению Марина Васильевна БОГОМОЛОВА. — Стараемся, чтобы специальность, которую наш ученик получит, была прежде всего ему самому интересна.
В обувной мастерской за столом сидит 18-летний Никита. Он «колдует» над кусочками кожи. Никита занимается второй, а значит, последний год. Он признаётся, что не думал о том, удастся ли ему куда-то устроиться. Может быть, и он останется в трудовой мастерской КРОКа.
— Когда я пришёл сюда с мамой — ничего не умел и не знал. Сначала заплатку на обувь сделал, потом — подошву, подмётку. Мастера, конечно, всегда мне помогают, но теперь-то я и сам многое могу. Вот маме тапки сшил.
Особым спросом у ребят пользуется учебный курс операторов ЭВМ. С этими знаниями найти работу проще.
Мечты о загранице
23-летняя Лилия ГИРИЧЕВА — одна из немногих учениц, кто имеет высшее образование. Заочно закончила университет по специальности «Социальный работник».
— Чтобы куда-то устроиться, мне нужно освоить компьютер. Я долго искала, где это можно сделать, и в итоге пришла в КРОК, — рассказывает Лилия. — Я хочу работать с детьми-инвалидами. Планирую поступить в аспирантуру на социального педагога-психолога. Но в Калуге не останусь. Я была с тётей в Амстердаме. Хочу там жить. Сейчас вовсю изучаю язык в Интернете.
Объяснять, чем же Амстердам лучше Калуги, Лилия не хочет. Он лучше для неё — и всё.
— Уеду я, — уверенно говорит девушка.
Ограниченные возможности
— Наши ребята очень стараются, и многие, действительно, делают совершенно невероятные работы. К сожалению, у нас нет возможности открыть какой-то специализированный магазин, где по рыночной цене продавались бы их изделия. Реализуем только на ярмарках. После таких распродаж стараемся приобрести для ребят какие-то подарки, чтобы и отблагодарить их, и простимулировать. Хорошо, что благотворители хоть и нечасто, но нам помогают. Нитки, краски, ткани и многое другое нужно покупать постоянно.
Никита КОЛЯДЦЕВ за два года научился шить обувь.
Валерия ВЕРЕНЕЕВА стала серебряным призёром по лозоплетению на IV национальном чемпионате по профессиональному мастерству «Абилимпикс».