Спасение косолапой сиротки
Как живётся бурому медвежонку в Калуге.
— Маня, я тебе мешок шоколадных конфет принесла и торты. Но говорят, что нельзя, — склоняется женщина к медвежонку. — А они такие вкусные! Варенье можно?
Пушистый зверёк внимательно разглядывает очередных гостей «с дарами». К подобным визитам маленькая медведица за последнее время привыкла. И уже не реагирует ни на фотоаппараты, ни на вспышки телефонов. Зато проявляет недюжинный интерес к еде: высовывает из вольера любопытный нос, а если гости оказываются недогадливыми, то и лапы.
Сирота камчатская
Историю маленькой Маши мы вкратце рассказали в прошлом номере от 30 января в заметке «Наша Маша: камчатский медвежонок поселился в Калуге». Напомним её для тех, кто заметку не читал.
Случившееся банально, но от этого не менее трагично. Медведица с медвежатами вышла к одному из посёлков на Камчатке. Звери порвали собаку — и медведицу пристрелили. Её осиротевшие дети несколько месяцев бродили по лесу, питаясь чем придётся. А потом вновь вышли к людям — истощённые и ослабленные.
— Сначала их подкармливали. Но того, что давали, было недостаточно. Машка от голода стала истошно кричать. Не выдержав, жители позвонили зоозащитникам и охотникам. Увы, волонтёрам удалось спасти только Машку, — рассказывает руководитель центра реабилитации диких животных «Феникс» Вероника МАТЮШИНА.
Счастливый билет
В честь спасительницы медвежонка окрестили Машкой. Хоть зверь и попал в руки к добрым людям, но содержать его они не могли.
В ближайших городах все зоопарки оказались переполненными: мишки-сироты в тех краях не редкость. Казалось, дни Машки сочтены. Но тут судьбой медвежонка заинтересовалась Вероника Матюшина — калужский доктор Айболит.
— Выпускать её в природу было нельзя. Предлагали увезти в тайгу и пристрелить, — говорит Вероника. — Медведь вообще зверь непростой, далеко не мультяшно-мимишный. Наверное, я бы не решилась на такой шаг, если бы меня не поддержали лётчики из Орешково (в аэропорту под Воротынском живёт медведь Мансур. — Прим. авт.).
В итоге 23 января самолёт с Машей на борту прилетел с Камчатки в Москву. Здесь Вероника впервые увидела теперь уже свою Машу.
На микроавтобусе животное доставили в центр «Феникс» в Калуге.
Бессребреники
Пока Маша находилась за тридевять земель, для неё строили просторную и уютную «берлогу» — вольер. На призыв о помощи в обустройстве жилья откликнулись десятки людей.
— Я не ожидала, что судьба Маши тронет столько сердец. Конечно, есть люди, которые нашему центру помогали и помогают, а тут отозвались и те, кого я не знаю. Мне то и дело кто-то писал в соцсетях, кто-то звонил! Первыми откликнулись силовики, — рассказывает Матюшина. — А ведь когда мы затевали всю эту историю с переездом Маши, то, в принципе, рассчитывали только на себя.
И после того, как Маша оказалась в Калуге, интерес к ней не пропал. Люди приносят для неё фрукты, овощи, мешками — крупы. Дети отдают медвежонку самое ценное — свои любимые мягкие игрушки.
— Одна маленькая девочка приезжала к нам со своим папой, подарила Маше игрушечного медведя, с которым спала, — говорит Вероника.
Машка-очаровашка
Настрадавшийся медвежонок пока относится к людям настороженно, но потихоньку оттаивает. Выяснилось, что Машка та ещё игрунья, любит, когда ей чешут пятки, поэтому с удовольствием протягивает Веронике лапы.
— Ей нужны обнимашки и общение. Она же всё время была с братом… Хоть Машка и в шерсти, но это ребёнок. Ей необходимы ласка, забота и, конечно, игрушки, чтобы развиваться, — отмечает руководитель «Феникса».
Пока мы разговариваем, Маша не отходит от Вероники ни на шаг — то лапу протянет, то бок подставит — мол, гладьте меня.
Выяснилось, что маленькую медведицу пугают веник и швабра, боится она и собак.
— Когда мы убирались в вольере, она нервничала. А при виде собак шипела. Видимо, гоняли подручными средствами, — вздыхает зоозащитница.
«Тропический» медведь
В «берлоге» Маша «свила гнездо» из соломы и стала демонстрировать свои предпочтения в еде. Помидоры ей не понравились, яблоки для неё и еда, и игрушки, а от замороженных ягод, мёда и варенья никогда не отказывается. Когда к ней нагрянули мы, Машу было не оторвать от бананов.
— Ты точно «тропический» медведь! — смеялась Вероника, видя, как бананы один за одним исчезают у Машки во рту.
Кормят зверька пока только два раза в день, чтобы не перекормить. Он ведь долго голодал. Сказались скитания и на облике Маши.
— Сейчас ей около года. Но видите, какая она маленькая. Весит всего 50 кг. По идее, она должна быть в три раза больше. Конечно, Маша ещё подрастёт, но большим медведем уже не станет. Кроме того, из-за скудного рациона у неё ещё молочные зубы, а должны быть коренные. В московский зоопарк звонили, консультировались, как правильно кормить медвежонка. Ведь камчатские медведи питаются лососем, но этой рыбой, естественно, мы её обеспечить не сможем. Хотя исключать мясо и рыбу из её рациона нельзя, ведь она сейчас активно растёт. Маша с утра ест кашу, особенно ей нравится гречневая…
Одни визитёры сменяют других. Их поток не иссякает до темноты. Маленькая медведица рада и вниманию, и общению, и угощениям.
— Знаете, я сначала думала, что это мы Маше нужны, но потом поняла, что она людям даже нужнее! Каждый день — посетители, каждый хочет чем-то помочь. Такого раньше в нашем центре не было!